4 меланхоличные манги о взрослой жизни

Умиротворение, деликатность и благородное отдохновение — редкий набор для современной литературы, что на Западе, что на Востоке. Зато подобные жемчужины сверкают особенно ярко. Один из соавторов литературного подкаста «Плотные бонвиваны» Олег Вознесенский собрал 4 манги, полные разного рода грусти — светлой, темной, едкой и утонченной.

«Котоноба Драйв»
Хитоси Асинано

«Котоноба Драйв»
Хитоси Асинано

На русском языке у этого автора изданы две вещи. Первая — «Поездка за покупками в Йокогаму», где девочка-андроид Альфа катается по живописным местам постапокалипсиса. Вторая — написанная спустя десять лет «Котоноба Драйв» — история официантки, умеющей видеть сквозь время.

Труды Асинано наполнены любовью к природе и людям. Девочка Суу работает в небольшой лапшичной с добрым директором и после трудового дня катается на скутере по окрестностям, видя как картины прошлого, так и отрывки будущего.

В книгах нет монстров, захватывающего сюжета или проработанной интриги. Но «Котоноба Драйв» хороша добрым настроем, эстетичным рисунком и нарочито простой структурой. Читая историю за историей, все глубже погружаешься в теплую и уютную атмосферу японской провинции. И с каждым прожитым годом эта простота становится все ценнее.

«Дневник моих исчезновений»
Хидэо Адзума

«Дневник моих исчезновений»
Хидэо Адзума

Выгорание. Ненависть к работе и всему, что окружает эту скучную, напряженную жизнь. И уже не радует ни-че-го. Автор истории выбрал необычное решение — стал бомжом. А потом нарисовал об этом мангу.

Хидэо — мангака, ставший рабом творческого конвейера. Он срывается в пучину выгорания. На сцену выходят фрустрация и алкоголизм. Успешный автор начинает день с бутылки крепкого, мечтая рисовать научную фантастику, но вынужден штамповать образы милых девочек для вечерних шоу. Однажды в разгоряченном мозгу семьянина рождается радикальная мысль: оставить прежнюю жизнь и стать бездомным. 

Описания бомжевания красочны: денег нет, на улице холодно и дождливо, но герой начинает по-новому познавать жизнь. 

Можно кривиться и осуждать его. Но когда читаешь главы о работе мангакой, становится ясно: автор прозябал в тоске. 

Жизнь без обязательств развязала ему руки — трудная, но наполненная подлинными событиями. Даже когда полиция ловит его и пытается насильно вернуть в общество, Хидэо сбегает снова, не выдержав давления издательства.

Комикс дополняют интервью с автором, где он честно признается: вернулся только из-за жены. Этот образ жизни его полностью устраивал, ведь не каждый выдержит напряжение, в котором существуют профессиональные художники. Это взрослое и глубокое произведение зрелого автора. История не про неудачи, а о свободе и цене, которую приходится за нее платить.

«Гроссбух Китаро»
Сигэру Мидзуки

«Гроссбух Китаро»
Сигэру Мидзуки

Еще одна комедийная автобиография в формате манги, перекликающаяся с «Дневником моих исчезновений», но с важным отличием: Сигэру смог устоять под напором жизненных невзгод и создал редкое свидетельство о быте художников в Японии 50-х.

Он начинал в камисибае — уличном театре. В послевоенной Японии, где телевизоров не было, артисты приезжали на площади на велосипедах и делали импровизированные представления с помощью рассказов и картинок. 

Работа оплачивалась скверно, и Сигэру экономил на всем, скрупулезно записывая доходы и расходы в огромной бухгалтерской книге.

Как бы он ни старался, в лучшем случае удавалось свести концы с концами.

Но «Гроссбух» не вызывает жалости к герою. Сигэру не ноет, он работает в поте лица, помогая семье и окружающим пережить трудные времена. При этом ему удивительным образом удалось создать слепок эпохи, ведь рассказов о Японии 50-х в виде манги сохранилось не так много. Если вы ищете добрую, мудрую и вдохновляющую историю о том, как не сдаваться в самых сложных обстоятельствах, «Гроссбух» подойдет идеально. Это гимн упорству, человечности и скромному героизму повседневности.

«Оглянись»
Тацуки Фудзимото

«Оглянись»
Тацуки Фудзимото

Фудзимото — автор с большой буквы. Его «Огненный удар» поразил отсутствием тормозов и грамотными переходами от экшена к размышлениям. Тацуки не боится развивать персонажей — только чтобы затем мастерски убить их. «Человек-бензопила» — потрясающе бодрое произведение, где парень просто хотел нормально жить, а это обыденное желание переросло в экзистенциальные проблемы всего человечества.

В «Оглянись» мангака исследует нарочито мирские дела, но эмоций стало только больше. Это простая и грустная история о двух подругах — амбициозных и творческих людях. Их жажда первенства сжигает их, и лишь в конце они понимают, что именно этот костер амбиций сделал из них, простых мечтательниц, настоящих гениев. 

То, как Фудзимото добился этого, — не поддается описанию. Вероятность того, что эта книга не отпустит вас, очень велика. Так же, как в «Ударе» и «Бензопиле», некоторые кадры остаются в памяти надолго. «Оглянись» дарит несколько разворотов, трогающих сердце, а в голове сама собой заиграет печальная музыка.

То, как Фудзимото располагает панели, выдает невероятное количество времени, потраченное на проработку каждой страницы. При этом наш псих нашел тот самый эмоциональный компонент, который трогает души: он смешивает сюжет с немыми зарисовками в пропорциях, какие не снились даже хорошим мелодрамам. Таких мощных коротких историй, пропитанных едкой печалью, — единицы.

Все фото:

Public Domain