Проследили, как развивалось отечественное сериалостроение, и остановились на самых знаковых многосерийных фильмах.
1965
«Вызываем огонь на себя»

1969
«Адъютант его превосходительства»

1969–2017
«Ну, погоди!»

СОВЕТСКИЙ ОТВЕТ ТОМУ И ДЖЕРРИ
Анимация — один из важных столпов советского кино и вместе с тем оплот наиболее авангардных приемов. Эксперименты особенно приветствовали в мультипликационных альманахах вроде «Веселой карусели». Именно там в одном из выпусков появилась короткая история о Зайце, который спасался от Волка. Советские аниматоры давно искали таких харизматичных узнаваемых персонажей, которые могли бы стать героями долгоиграющего сериала. Словом, кого-то вроде Тома и Джерри.
Изначально «Ну, погоди!» планировался как отдельный сюжет без продолжения, но образы так полюбились зрителям, что они — так гласит легенда — писали письма создателям, чтобы те выпустили следующую серию. Как ни странно, сериал еще в советское время критиковали за то, что он якобы романтизирует маргиналов. Мол, Волк в кадре курит.
Но, вообще-то, все ровно наоборот: «Ну, погоди!» как будто сделан по всем нормам социалистической морали. О чем этот сериал? В первую очередь о том, что не нужно обижать маленьких и слабых. Да и в отношении формы сериал был новаторским. В нем органично сплелись и традиции голливудской буффонады, и знакомые советские реалии, а еще в нем были яркие музыкальные номера.
За 20 серий герои успели побывать в самых разных обстоятельствах, так что мультсериал можно по праву назвать энциклопедией быта второй половины XX века, эдаким стеклянным шаром, в котором отразилась эпоха.
1970–1971
«Тени исчезают в полдень»

1971–1989
«Следствие ведут Знатоки»

1973
«Семнадцать мгновений весны»

ПРЕМИАЛЬНЫЙ АВТОРСКИЙ СЕРИАЛ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ
«Режиссерские» сериалы и сегодня редкий гость на телевидении. Куда чаще шоу делают шоураннеры с армией специально нанятых сценаристов и постановщиков. Тем удивительнее, что «Семнадцать мгновений весны» — именно такой случай, когда режиссер определил видение проекта.
Из динамичного, даже остросюжетного романа Юлиана Семенова (кстати, он сам переделал первоисточник под сценарий сериала) Татьяна Лиознова сделала нарочито медленное кино, в котором нет сильной интриги. Попробуйте вспомнить без подсказки, что за миссию должен выполнить Штирлиц. Здесь особенно нет места героизму и драйвовым экшен-сценам, чего стоило бы ожидать от шпионского триллера.
Вячеслав Тихонов не такой многословный, как Джеймс Бонд. За него чаще говорит музыка Микаэла Таривердиева — один из лучших саундтреков в советском кино. Тогда почему сериал стал таким хитом?
Возможно, причина такого успеха в том, что советские зрители встретили на экране одного из первых наших супергероев — Максима Исаева. В нем они увидели несгибаемого и надежного мужчину, образцового защитника. Неслучайно Штирлиц (наряду с Глебом Жегловым) регулярно занимает высокие места в различных соцопросах.
1973–1983
«Вечный зов»

1978
«Д'Артаньян и три мушкетера»

1979
«Место встречи изменить нельзя»

ПРЕДТЕЧА ТРУ-КРАЙМОВ В ПОСЛЕВОЕННОЙ МОСКВЕ
«Место встречи изменить нельзя» — экранизация «Эры милосердия» братьев Вайнеров — еще один авторский проект на советском телевидении. В Советском Союзе о преступности публично говорить было не принято, да и работу правоохранительных органов традиционно представляли в наиболее выгодном свете.
«Место встречи изменить нельзя» сопротивляется сразу обеим тенденциям. Начать хотя бы с того, что это сериал о поимке банды в стране, только что победившей фашизм.
Важно и обратить внимание на образ Глеба Жеглова в блистательном исполнении Владимира Высоцкого: с исторической дистанции в несколько десятилетий он выглядит не таким уж хорошим примером для подражания. Его крайние методы и бескомпромиссность в работе (пресловутое «Вор должен сидеть в тюрьме») делают его скорее антигероем, для которого цель всегда оправдывает средства.
В этом плане «Место встречи изменить нельзя» — на удивление честный советский тру-крайм. Выйди он на полвека позже, был бы наш «Настоящий детектив».
1979–1986
«Шерлок Холмс и доктор Ватсон»

ЭСКАПИСТСКИЙ ДЕТЕКТИВ ЭПОХИ ЗАСТОЯ
Помимо «Место встречи изменить нельзя» был в истории советского телевидения и другой знаковый броманс — Шерлок Холмс и доктор Ватсон, которых сыграли Василий Ливанов и Виталий Соломин соответственно. Это не просто качественная экранизация сама по себе, но и еще один из лучших образцов шерлокианы в кино.
Сериал начал выходить еще в брежневское время, но, в отличие от фильмов эпохи застоя, подсвечивающих разные проблемы в жизни советского общества, предлагал чистый эскапизм. Формула его успеха довольно простая: насколько возможно, дать зрителям почувствовать атмосферу викторианской Англии и, конечно, оставаться верными букве Артура Конан Дойля. На выходе — практически идеальный детектив, который интересно смотреть, даже если вы знаете всё о приключениях Шерлока Холмса.
Впечатляет сам объем работы, который проделали создатели. Учитывая то, что сериал снимали в Союзе, локации тут от настоящей Англии не отличить — настолько высоко было внимание к каждой мелочи. Оценили такое рвение и сами британцы. Мало того, что Ливанова на родине Шерлока Холмса регулярно называют одним из лучших воплощений легендарного сыщика, так актера еще при жизни наградили орденом Британской империи.
1984
«ТАСС уполномочен заявить...»

1985
«Гостья из будущего»

ПОСЛЕДНЯЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ УТОПИЯ
В конце 1970-х голливудские продюсеры поняли, что лучше всего зарабатывать получается на фильмах для подростков. Шире аудитория — больше сборы. «Звездные войны» — лучший тому пример. Но, как говорится, «Звездные войны» были и у нас дома.
С фильмами для детства и юношества в Союзе и так все было неплохо, но со вступлением в космическую эру их стало еще больше. Благо у них еще был крепкий литературный фундамент. Скажем, произведения Кира Булычева из цикла об Алисе Селезнёвой. «Гостья из будущего» Павла Арсенова — вероятно, лучшая игровая адаптация Булычева в советском кино сразу по нескольким причинам.
Во-первых, это самая убедительная попытка воплотить на экране социалистическую утопию. Да, из XXI века смотрится слегка наивно, но от обаяния советского ретрофутуризма увернуться сложно.
Во-вторых, Алиса Селезнёва — образец гражданственности и нравственный идеал, но при этом искренняя и без соцреалистического пафоса. В-третьих, это просто увлекательное зрелище. Доказательство тому — бешеная популярность сериала среди подростков, которые разыгрывали сцены оттуда едва ли не в каждом советском дворе.
В конце концов «Гостья из будущего» — очень уютное, комфортное кино. Примерно как «Гарри Поттер» для миллениалов. Неслучайно в порыве ностальгии по всему советскому Алиса Селезнёва в прошлом году вернулась на большие экраны в блокбастере «Сто лет тому вперед».
1986
«В поисках капитана Гранта»

1988
«Гардемарины, вперед!»

1998–2019
«Улицы разбитых фонарей»

ПРО МИЛИЦИЮ НА НОВЫЙ ЛАД
Где преступники, там и милиционеры. О них на российском телевидении сериалов, пожалуй, даже больше. Самый значительный из них — «Улицы разбитых фонарей».
Обычно проекты про полицейских (ментов) не отличаются высоким качеством, да и к середине своего 16-сезонного забега шоу в самом деле сильно сдало, но в начале «Улицы» могли здорово удивить. Поскольку у сериала было много авторов (например, несколько эпизодов под псевдонимом снял режиссер Владимир Бортко), первые эпизоды сильно отличаются друг от друга как по стилю и визуальным решениям, так и своими историями. Тут сходятся и типичный криминальный боевик, и сюрреализм, и житейский юмор, и тихие, лиричные истории, так что смотреть это совсем не скучно.
Больших бюджетов у создателей не было, так что им приходилось постоянно что-то придумывать, чтобы удержать зрителей у экранов. Но самое главное — сериал предложил качественно новый взгляд на работу правоохранительных органов.
Это не идеальные милиционеры вроде Дяди Стёпы и не бескомпромиссные опера, как Глеб Жеглов, а в первую очередь простые трудяги, которые ездят на общественном транспорте, устают на работе и пытаются худо-бедно устроить личную жизнь. «Улицы» еще и образец тонкого многофигурного повествования. Кто вообще тут главный герой? Ларин? Дукалис? Может, Казанова? Кажется, на эту роль лучше всего тянет Петербург — сумрачный преступный город, который в объективе мутной видеокамеры становится еще страшнее.
2000–2006
«Убойная сила»

2002
«Бригада»

ГЛАВНЫЙ (И ЛУЧШИЙ) СЕРИАЛ О 1990-Х
После распада Советского Союза киноиндустрию пришлось пересобирать заново, а вместе с этим и сочинять новые мифы — предлагать зрителям новых героев в современных обстоятельствах. Неудивительно, что телепродюсеры обратились к историям про бандитов.
Всегда казалось, что критики немного преувеличивают, называя «Бригаду» нашими «Сопрано», но при внимательном просмотре такое сравнение не кажется абсурдным, а по размаху событий сериал дебютанта (!) Алексея Сидорова так и вовсе тянет на «Крестного отца». Многослойный романный нарратив, политический комментарий, постмодернистские приемы — по совокупности вводных «Бригада» без скидок тянет на премиальное телевидение уровня HBO или как минимум киноведческую диссертацию.
Это первое по-настоящему монументальное произведение о 1990-х, которое вместе с тем заложило традицию того, как вообще показывать этот сложный период на больших и малых экранах. Да что уж там, мы до сих пор спорим, не романтизирует ли преступников «Бригада» и подобные ей криминальные сериалы («Слово пацана», это мы про тебя).
2004 — н. в.
«Смешарики»

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ И НЕ ТОЛЬКО
Если в СССР главным мультсериалом был «Ну, погоди!», то на российском телевидении такую роль сыграли «Смешарики». В отличие от «Маши и Медведя» или «Фиксиков», которые ориентированы главным образом на дошкольную аудиторию, «Смешариков» интересно смотреть и взрослым, и это заслуга в первую очередь чрезвычайно остроумных сценаристов.
Это один из примеров действительно философского произведения для самых юных зрителей, одинаково развлекательного и познавательного. Неудивительно, что сериал стал ни много ни мало культурным феноменом и продолжает выходить до сих пор.
2007
«Ликвидация»

2007–2013
«Папины дочки»

НЕОЖИДАННО ПРОГРЕССИВНЫЙ СИТКОМ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ 2000-Х
К российским ситкомам обычно принято относиться снисходительно. Смех смехом, а выглядели многие комедийные сериалы просто калькой (пусть и местами удачной) с западных аналогов. За 20 лет подавляющее большинство из них удручающе плохо состарилось.
Но другое дело — «Папины дочки» (по оригинальной идее!), чей прогрессивный посыл понятнее как раз издалека. Отец-одиночка (да еще и профессиональный психотерапевт!), который не покладая рук воспитывает пятерых дочерей, — сама по себе комичная ситуация, но еще и первый яркий пример «новой маскулинности» в постсоветской поп-культуре.
Пока в большом кино воспевали военных и обаятельных антигероев, «Папины дочки» рискнули реабилитировать семейные ценности в эпоху тотального индивидуализма. Особенно удачно в сериале то, что для подростков тут была целая россыпь ролевых моделей — вспомните, как вообще выглядела семья Васнецовых.
Еще один пример проекта на российском телевидении, который был не только качественным развлечением на вечер, но еще и нес внятную социальную миссию.
2010
«Школа»

ХУЛИГАНСКИЙ СЕРИАЛ О ТОМ, КАК ТРУДНО БЫТЬ ПОДРОСТКОМ В МОСКОВСКОМ СПАЛЬНИКЕ
Обычно говорят, что настоящий бум отечественных сериалов начался с ростом стриминговых сервисов в конце 2010-х, когда за шоу взялись крупные авторы вроде Жоры Крыжовникова (см. «Звоните ДиКаприо!»). Но правды ради надо уточнить, что острые визионерские проекты появлялись и раньше.
Например, «Школа», наша предтеча «Эйфории». Обычно сериал связывают с именем Валерии Гай Германики, enfant terrible российского инди, но, вообще-то, именно там начала свою режиссерскую карьеру Наталья Мещанинова — звезда авторского кино сегодня.
Это бескомпромиссный сериал не только по содержанию (авторы предложили провокационный по меркам эпохи взгляд на переходный возраст), но и по форме. Лихорадочная ручная камера, квазидокументалистика, нарочито небрежный монтаж. Надо ли говорить, что в эфир такое пускать было не принято? Тем более что выходил сериал на Первом канале при продюсерском участии Константина Эрнста. «Школа» — настоящий панк-рок отечественного телевидения.
2013
«Оттепель»

2020
«Чики»

2023
«Слово пацана. Кровь на асфальте»

2024
«Золотое дно»
