Карты на стол: Таро Райдера–Уэйта

Сегодня колода Райдера–Уэйта — универсальная, узнаваемая и классическая. Но мало кто знает, что нарисовала ее на самом деле британская художница Памела Колман Смит. Ее имя исчезло с коробки на десятилетия, а карты превратились в поп-культурный символ. 

Все началось в 1909 году, когда мистик Артур Эдвард Уэйт — член «Золотой Зари», основанного в Великобритании эзотерического тайного общества (занималось ритуальной магией, астрологией и каббалой), решил создать совершенно новую колоду Таро. С понятной системой символов, не просто гадательной, а философской. Для этого он позвал в соавторы Памелу Колман Смит — художницу с ярким воображением и тягой к мифам.

Public Domain

Она нарисовала все 78 карт, включая младшие арканы. Не просто жезлы, мечи, пентакли и кубки — а отдельные сцены, где каждый персонаж проживает сценарий. 

Памела создала язык образов, который будет понятен без книг и толкователей. Именно Смит придумала тот визуальный стиль, что в дальнейшем будут копировать все.

Но когда колода вышла в свет, на обложке стояло имя не ее, а издателя — Уильяма Райдера. И самого Артура Уэйта. В народе название так и закрепилось — «Таро Райдера–Уэйта». 

Памела получила гонорар — и исчезла из истории почти на столетие. Только в 1971 году ее инициалы начали возвращать на коробку. И то — не везде.

А карты остались. Они пережили эпоху хиппи, вошли в моду вместе с йогой и кристаллами, вдохновили художников, сценаристов и дизайнеров.

Сегодня ее колода Таро — это не просто инструмент гадания, а культурный код. Их можно встретить на футболках, в сериалах и в социальных сетях. Некоторые даже делают татуировки со старшими арканами. 

Памела Смит умерла в безвестности в 1951 году, но в XXI веке ее дух живет в каждом раскладе.