Фраза «идейная община» звучит отталкивающе. Сразу представляются какие-то секты, провальные коммуны в духе Фурье, сомнительные сквоттеры. Но среди эскапистских сообществ есть и весьма уютные — построенные на принципах экономии и умеренного гедонизма — с барбекю, библиотекой и соседями, которых ты сам себе выбрал.
Сбежать из «плохого» общества, но так, чтобы остаться в «хорошем», — мечта цивилизованного человека как минимум со II века до нашей эры, когда на Ближнем Востоке появилась секта ессеев. И все эти столетия общины были зеркалом социума, от которого они убегали. Зачастую жутковатым. Тем любопытнее, что самый популярный подобный социальный эксперимент нашего времени — довольно приятный. Это кохаузинги — сообщества, построенные на идеях добрососедства и взаимовыгоды.

bofaellesskabet.dk
Да, звучит так, словно «миллениалы изобрели общежитие». Но, во-первых, не миллениалы, а бумеры. А, во-вторых, у кохаузинга есть несколько выгодно отличающих его черт.
В 1960-е в Дании начались процессы, напоминающие субурбанизацию в США 1950-х. Средний класс вдруг захотел сбежать из душных квартир и поселиться за городом. Однако проблема здесь решилась иначе. Вместо строительства огромных пригородов датчане начали экспериментировать с общежитиями. Но, как уже сказано, это не простые работяги, а люди с кое-какими капиталами. Поэтому проект получился с изрядной долей удобств.
Изначально затею назвали Bofællesskab, «коалиция соседей».
Что кажется более интересным определением, чем ныне устоявшийся кохаузинг. Жилье строится так, чтобы стены домов соприкасались (для экономии энергии), либо это было единое здание, разбитое на отдельные квартиры. Причем внутренний двор неизменно общий. Общего здесь вообще очень много: кухни, детские площадки, столовые, библиотека, парковка, сауны, зона барбекю.
Но есть и отличия от общежития: кохаузинг начинается с подбора будущих соседей, чтобы вместе выкупить землю, построить здания, утрясти юридические и прочие вопросы — в общем, пройти огонь и воду. Как следствие, все соседи — это или изначально друзья и приятели, или неизбежно станут таковыми. Другая важная деталь — гедонизм. Кохаузинги организуют вовсе не идейные бессеребренники, и об удобствах они пекутся так же, как об экономии. Общие вечеринки, отдых и прогулки сплачивают не хуже совместного быта.

Sættedammen

Lasse Llndhardt Jensen
Проще говоря, несмотря на то, что кохаузинги принято относить к «идейным общинам», в основе их весьма неидеалистические принципы: давайте жить рационально, экономически выгодно, с удобными людьми и по возможности с кайфом. Отличие такой «мелкобуржуазной коммуны» от сообществ каких-нибудь фанатов сурвивализма или нью-эйджа очевидно.
Другой идейный момент кохаузинга — воспитание детей в здоровых условиях.
Самый старый до сих пор существующий проект Sættedammen начался именно как педагогический эксперимент. В 1967-м в копенгагенской газете Politiken появилась статья «У детей могло бы быть сто родителей» с идеей в духе Курта Воннегута о том, что исчезновение больших семей, где все живут вместе, — это одна из главных проблем современного общества, настоящая бомба замедленного действия. Вскоре собралась инициативная группа из 50 семей, и началось строительство общины.

bofaellesskabet.dk
Ситуация с кохаузингом парадоксальная. Интуитивно понять, что это такое, — легко. Но дать четкое определение — сложнее. В концепции смешались рационализм и утопизм, экономия и гедонизм, побег от общества и одновременно возвращение к кипучей социальной жизни. Лучшее объяснение феномена (через советы) дал урбанист Кристофер Александер в книге «Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство»:
«Проектируйте так, чтобы поощрять социальное взаимодействие жителей. Предоставление пространств, поощряющих случайное взаимодействие, гораздо важнее, чем проектирование частных помещений. Группируйте совместные жилища, объединяя ресурсы нескольких для поддержки такой деятельности, как уход за детьми, программы для пожилых людей, культурные события, классы, мастерские. Проектируйте общий дом так, чтобы он стимулировал взаимодействие и общение. Сделайте его достаточно большим, чтобы в нем могли происходить совместные обеды, встречи, общественные события».


Sættedammen (2)
Кохаузингов в мире не так уж мало: в одной только Северной Европе (и особенно Дании) их сотни. Система рабочая. Но и минусы очевидны, это прежде всего классовое дистанцирование: люди оказываются в своеобразном «пузыре», где соседи имеют одинаковый доход, ценности и кругозор. Особенно сейчас, когда многие жители таких сообществ — удаленщики.
Другая серьезная проблема — где найти несколько десятков близких, приятных, ответственных людей с хорошими доходами, которые не являются бытовыми инвалидами и эгоистами?











