Одна из первых цивилизаций Европы (3100–1100 гг. до н. э.). Островная страна, плотью и кровью которой были торговцы, пираты и мореходы, а вместе с ними искусные ремесленники и атлеты. Все в их культуре преисполнено экстравагантностью и изяществом: от религиозных церемоний до одежды и архитектуры.
Согласно последним данным генетики, жители древнего Крита были выходцами с территории современных Анатолии, Ирана, Кавказа и даже Восточно-Европейской степи. В конце энеолита (медно-каменного века) сложилась цивилизация, центрами которой были колоссальные дворцовые хозяйства. Любопытно, что изначально они, судя по всему, являлись местом отправления религиозного культа, но постепенно разрослись до своеобразных городов под одной крышей.

Глеб Симонов / Wikimedia
Здесь, в огромном лабиринте комнат, располагались помещения для ремесленников, храмы, места жительства знати, а главное — гигантские подвалы, заполненные продовольствием и ресурсами. Пифосы (керамические сосуды) размером с человека хранили тысячи литров вина, оливкового масла и зерна.
Кносс — условная столица минойской цивилизации — был квинтэссенцией роскоши, власти и религиозного влияния. Как и в других дворцах, здесь под одной крышей располагались склады, мастерские, храмовые комплексы и апартаменты аристократии — только в бо́льших масштабах, с бо́льшей помпезностью, величием и красотой.
Здание, в некоторых местах насчитывавшее 7 этажей, демонстрировало чужестранцам удивительные картины: красочные фрески с животными и растениями и цветные колонны из дерева. Или вырезанный из целого куска камня трон. Причем расположенный таким образом, чтоб свет во время летнего солнцестояния заливал восседающего на нем властителя или жреца.
Во дворце были созданы все условия для комфортного проживания аристократии. Помещения отлично продувались (что в здешнем климате жизненно важно), имелся водопровод и унитаз со смывом. Дождевая вода через керамические трубы уносила нечистоты за пределы комплекса. Стоит отметить, что подобные технологии вернулись в Европу лишь в 1596 году, когда сэр Джон Харингтон создал для английской королевы Елизаветы I систему со сливным бачком.
Фрески иллюстрируют внешний вид и жизнь привилегированного сословия. Мужчины на них всегда одеты лишь в набедренную повязку и очень загорелые. В отличие от них девушки белокожи, словно вообще не выходят на улицу, со сложными прическами и в длинных платьях с обнаженной грудью.


Wikimedia (2)
Один из самых узнаваемых символов древнего Крита — бык, который был важнейшей сакральной фигурой. Его изображения и сосуды в виде бычьих голов расположены повсюду. Даже лабрис, двусторонний топор, давший название жилищу Минотавра, вероятнее всего, символически изображает морду и рога. Тут же, в Кноссе, найдена фреска, демонстрирующая таврокатапсию — религиозные «танцы» знати, связанные с поклонением этому животному.
Игры с быком были очень распространены среди минойцев, о чем говорят многочисленные статуэтки и золотой перстень-печатка с узнаваемым сюжетом. Судя по картине, разъяренного зверя отвлекал на себя один из юных представителей знати, при этом второй кувыркался через рога, третий же за спиной быка страховал прыгуна.

Bernard Gagnon / Wikimedia
Согласно современной реконструкции, акробату приходилось на какой-то момент приземляться на спину несущейся смерти. Неизвестно, было ли это развлечением элиты, инициацией для подростков или религиозным актом, возможно, всё разом. Так или иначе, таврокатапсия была важной частью духовной и политической жизни Крита. Даже дворец в Кноссе имеет огромную площадь для проведения танцев с быком. Примечательно, что здания расположены так, чтобы элита могла с удобством наблюдать за этим ритуалом с высоты, из тени портиков.
Такой перед нами предстает минойская цивилизация: вычурной, полной ярких красок и аристократизма, с загадочными обрядами и восхитительными фресками, на века сохранившими дух той эпохи.