Машина вне времени: кругосветка на «копейке» в XXI веке

Абсолютно бескорыстно подсказываем сюжет для роуд-муви: в 2017 году двое парней купили за € 600 советский автомобиль 1975 года выпуска и проехали на нем 56 000 километров вокруг Земли. И это правда. 

Филипу Вогелу и Петру Явуреку было около тридцати. Фил оканчивал аспирантуру строительного факультета. Петр работал на автозаводе. Накануне 1 мая парни отмечали в родном селе Честице ночь чародейниц. Это когда по всей Чехии народ наряжается в ведьм и прогоняет нечистую силу. Разумеется, под пиво и жаренные на огромных ритуальных кострах сосиски. Тогда-то Филип и произнес провокационную фразу: «Как на Огненной Земле». «А ты там был? Может, съездим?» — предложил другу Петр.

jinjo0222988 / Getty Images

В его словах была лишь доля шутки. До этого приятели уже путешествовали на автомобиле по Великобритании, Балканскому полуострову, приезжали в Санкт-Петербург. Филип с блестящим знанием английского языка отвечал за логистику и коммуникации, Петр — за автомеханику. Поэтому и сейчас ударили по рукам. Машину для кругосветки выбирали, исходя из своего материального положения. А оно было неположительным. Искали дешевую и надежную. Петр уговорил взять «Ладу», ВАЗ-2101, экспортный вариант. Основной аргумент: она ездила по СССР, а там и зной, и холод, значит, и по четырем континентам проедет. К тому же ее когда-то продавали во множестве стран, с запчастями проблем не будет. Филип согласился. Тем более что у его родителей когда-то была такая же.

Напомним: ВАЗ-2101, он же «копейка», — это переосмысленный Fiat-124, первая модель и гордость АВТОВАЗа, выпущенная в 1970 году, то есть ровно 55 лет назад. И вот такой раритет путешественники приобрели за 15 тысяч крон. Всего на кругосветку было заложено 700 тысяч, это: бензин, питание, паромы, визы. А также ремонт, которого друзья надеялись избежать.

ВАЗ-2101. Архивный снимок с производства АО «АВТОВАЗ»

14 апреля 2017-го Филипа и Петра провожала вся деревня: матери не скрывали слез, друзья прятали их за шутками. Вскоре пришлось всплакнуть и самим автотуристам. В тот год в апреле выпал снег, дороги скользили от Польши до самой Волги. Планировали ночевать в палатках, пришлось — в машине. А это не минивэн. Выдержали и они, и машина. Тут-то парни и начали понимать, что взять советский автомобиль была отличная идея: огромная часть пути пролегала по России и бывшим союзным республикам. Как оказалось, это не только беспроблемный ремонт (которого, кстати, пока не требовалось), но и радушный прием. В Москве им устроили большую пресс-конференцию, а в Тольятти провели полный ТО на самом АВТОВАЗе. Ну и, конечно, родное жигулевское пиво, что для чеха немаловажно.

Архивный снимок с производства АО «АВТОВАЗ», 1974 г.

В. Белокопытов

Архивный снимок с производства АО «АВТОВАЗ», установка колес

А. Холмов 

Проблемы начались в Киргизии. Это тоже большая страна: в одном районе запрещается днем ездить без ближнего света, в другом запрещается ездить с ним. Штрафы в бюджет не были заложены, пришлось Филипу проявлять чудеса коммуникабельности. Зато там, где все зависело не от людей, а от машины, проблем практически не возникало: ни при пересечении горных рек на границе Афганистана, ни на перевале Акбайтал в Восточном Памире. Правда, на высоте 4655 метров движок все-таки чихал и перегревался.

Перевал по дороге на озеро Сон-Кол, Киргизия

Табылды Кадырбеков / Sputnik / РИА Новости

Дальше по воде из Владивостока в Штаты. Там опять вмешался человеческий фактор: таможенники США нашли ошибки в документах на ввоз автомобиля. Дело в том, что бумаги оформлял знакомый во Владивостоке, причем это для него был первый раз. По закону, машину должны были конфисковать. Но на удивление пограничники проявили понимание. Не известно, чем это было вызвано: уважением к членам Евросоюза или к чуду советского автопрома. Позже по какой-то из этих причин путешественники избежали серьезного штрафа за слишком медленную езду по скоростной трассе. Пожалуй, тогда они впервые пожалели, что едут на «копейке».

Но даже если сожаление их посетило, то ненадолго: в Мексике парней пригласил в свой автосервис мастер, который 20 лет занимался на Кубе ремонтом советских машин. Мужчина был благодарен гостям из Европы за счастливую возможность тряхнуть стариной и провел «жигуленку» полный техосмотр. Возможно, благодаря этому пожилой автомобиль, проехавший десятки тысяч километров по дорогам почти 30 стран, благополучно преодолел Анды и добрался-таки до Огненной Земли.

Шоссе No.85 рядом с заповедником дикой природы Боске-дель-Апаче, США

Старая неоновая вывеска Zia Motor Lodge на бывшем шоссе No.66 в Альбукерке, штат Нью-Мексико

Rova-art / Travel Collection / East News (2)

Назад возвращались морем до Антверпена, а оттуда домой все на той же «копеечке». На родине их встретили как героев, но они указали на свой автомобиль: вот кто настоящий герой! Сегодня их синий ВАЗ-2101 стоит в Зале славы музея АВТОВАЗа рядом с «Нивой», побывавшей в Антарктиде. Передавая машину в музей в 50-ю годовщину первого выпуска этой модели, Петр и Филип посетовали, что следующей кругосветки «жигулик» не выдержит. Намек был понят, и им подарили последнюю модель LADA Vesta как наследника качества легендарной «копейки».

Анар Мовсумов / РИА Новости

Конечно, ни ее, ни другие модели «Весты» нельзя даже сравнивать по техническим параметрам с ВАЗ-2101. Это достойные современные автомобили, комфортные и маневренные, со всеми системами, обеспечивающими безопасность на дороге: АБС, противобуксовочной, контролем устойчивости. Они очень хороши в городе. А если выбирать из них что-то для кругосветки, то, конечно, Vesta Cross, SW Cross или Универсал SW. Это высокий дорожный просвет, энергоемкая подвеска, вся современная электроника. Пожалуй, тот, кто решится обогнуть на них землю даже через 50 лет, останется доволен своим выбором. 

1/5

Реклама.

Акционерное общество «АВТОВАЗ», ИНН: 6320002223.

erid:2W5zFHU42Wc