Земную жизнь пройдя до половины: краткий путеводитель по аду Данте

«Комедия» считается средневековой энциклопедией знаний любого толка — от политических до научных. «Божественной» она стала гораздо позже: столь емкую характеристику поэма получила за совершенство слога и гиперреальность изображенной жизни. 

Видный гуманист эпохи Возрождения Данте Алигьери сочетал в себе разные таланты, и был не только поэтом, но и ярким политиком и дипломатом. Текст «Комедии» справедливо изучать через призму его собственных размышлений и жизненных перипетий — «смиренный италиец, <…> флорентиец и безвинный изгнанник» (именно так поэт обычно подписывался) не упустил возможности населить ад, чистилище и рай теми, кто сыграл мало-мальски значимую роль в его жизни. И если рай отдан прекрасной Беатриче, возлюбленной поэта, то в аду нам обязательно встретятся его злейшие враги — например, Бенедетто Каэтани, он же папа римский Бонифаций VIII, виновный в изгнании Данте из Флоренции.

Album / Mestral / Prisma / East News

Путешествовать по загробному миру читатель отправляется не только в компании Данте — проводником по аду и чистилищу поэт назначил своего кумира и учителя Вергилия, с которым его многое роднит: и поэтический стиль, и политические взгляды. Путь начинается с «таинственных сеней» и «беззвездной тьмы» — перед входом в царство мрака толпятся жалкие души, не совершившие в своей жизни ничего, «ни славы, ни позора смертных дел», за что в вечности им было отказано. Наследник античной традиции, Данте вверяет первый круг ада, Лимб, стражнику Харону, под чьим неусыпным присмотром здесь томятся добродетельные нехристиане. Это и младенцы, которых не успели покрестить, и праведники, упомянутые в Ветхом Завете, и греко-римские мыслители, чьи идеи питали эпоху Возрождения. Сам «поэтический отец» Данте, Вергилий, обитает здесь же, томимый безбольной скорбью — в наказание за то, что был рожден до «христианского ученья».

Следуя христианской традиции, девять кругов ада Данте условно делит на два уровня — верхний и нижний (он же преисподняя). Верхний ад, то есть круги со второго по пятый, предназначен для грешников «несдержанных» — то есть падких на сладострастие, чревоугодие, расточительство и гнев. Второй круг ада стал заточением для тех, кто согрешил из-за похоти. Неверных супругов и любовников, терзаемых вечным вихрем страсти, стережет легендарный царь Минос. Не изменяя себе, Данте снова обращается к древнегреческому эпосу, ведь еще в гомеровской «Одиссее» критский правитель властвует над умершими. Впрочем, в чем-то поэт выходит за рамки канона, щедро наделяя Миноса бестиарными чертами: в «Комедии» он предстает в виде демона с хвостом змеи, указывающим грешной душе, на какой круг ада ей надлежит спуститься.

На следующей ступени, третьем круге, свой путь завершали обжоры, вынужденные вечно томиться под ледяным дождем и вязнуть в грязи. Тех же, кому особенно не везло, рвал на куски трехзевый Цербер — местный страж. Четвертый круг стал заточением для тех, кто «недостойно тратил и копил» — их стерег древнегреческий бог богатства Плутос, наблюдая за тем, как скупцы и транжиры вечно спорят друг с другом. С присущим ему юмором, Данте прозрачно намекает на нравы католической церкви: «Здесь встретишь папу, встретишь кардинала, Не превзойденных ни одним скупцом». Гневцы и лентяи населяли пятый круг ада — Стигийское болото, а хранителем поэт назначил одиозного Флегия, сжегшего, по преданиям, храм Аполлона.

Wikimedia

К страданиям в Нижнем аду Данте приговорил еретиков и лжеучителей (шестой круг), насильников и убийц (седьмой круг), обманщиков всех мастей (восьмой круг) и отступников (девятый). Здесь поэт с удивительной точностью выписывает портреты реальных людей. Так, в шестом круге Данте встречает флорентийского аристократа Кавальканте Кавальканти — отца своего друга Гвидо. Тот обречен пребывать в раскаленной могиле за эпикурейские взгляды — неверие в бессмертие человеческой души. Седьмой круг готовит новый сюрприз: здесь Алигьери поджидает его наставник Брунетто Латини — известный флорентийский поэт, политик и философ. Несмотря на влияние, которое Брунетто оказал на совсем еще юного ученика, Данте, нисколько не колеблясь, помещает его в компанию содомитов — то ли за сексуальные пристрастия, то ли за высокомерие. В восьмом круге, предназначенном для обманщиков, нашли пристанище некоторые служители католической церкви — папа римский Николай III и Бонифаций VIII. Последний, правда, на момент загробного путешествия Данте был еще вполне жив и здоров, но поэт специально оставляет место в аду для одного из своих злейших врагов. 

Средоточие предательства, девятый круг, Данте считает символом абсолютного греха и порока — здесь, без надежды на освобождение, томятся в ледяном озере Коцит те, кто с помощью обмана разрушил высший духовный союз доверия. Там за главного Люцифер. В каждую из трех его пастей автор поместил предателей «величия божеского и человеческого» — Иуду Искариота, Марка Юния Брута и Лонгина Кассия. Из этой «бездны зла» выхода нет никому, кроме поэта и его верного проводника, уже спешащих по направлению к Чистилищу.