Магазин для интровертов: когда появились торговые автоматы

Что общего у городской поликлиники, перехода в московском метро, университетской столовой и аэропорта? Ответ прост: во всех этих местах можно найти вендинговые аппараты. Их история насчитывает уже более 20 веков.

Если снова решите подумать о Римской империи на досуге, вот вам дополнительный удивительный факт: именно здесь, в Александрии, около двух тысяч лет назад появился прототип современного вендингового аппарата. В I веке нашей эры древнегреческий механик Герон создал первый в мире автомат, предназначенный для подачи святой воды. Технология была простой, но эффективной: посетитель кидал монетку в щель наверху специального ящика, и та ударялась о рычаг, который открывал клапан в емкости с жидкостью. В итоге верующий получал небольшую порцию воды, а храм — дополнительные деньги.

Authenticated News / Getty Images

Как и многие другие изобретения Герона, это было забыто на долгое время. Идея получила новый виток развития только в XVII веке в Англии, когда в гостиницах и тавернах появились коробки с табаком, которые открывались при опускании монеты внутрь. Несмотря на внешнюю схожесть со своим более древним аналогом, английское устройство оказалось менее совершенным: поскольку после оплаты крышка поднималась полностью, покупатель получал доступ сразу ко всему содержимому. Количество забранного табака оставалось исключительно на его совести.

Следующий бум в индустрии автоматической торговли также произошел с большим перерывом. В начале XIX века английский книготорговец Ричард Карлайл спроектировал аппарат с монетным управлением для продажи запрещенной литературы в надежде таким образом избежать ответственности перед судом (спойлер: безуспешно). В 1857 году был выдан первый патент на полностью автоматическое устройство для выдачи почтовых марок. А несколько десятилетий спустя вендинговые аппараты с конвертами и открытками можно было отыскать практически на всех железнодорожных станциях.

На рубеже веков волна популярности изобретения дошла и до других стран. На остановках общественного транспорта в Нью-Йорке разместили автоматы с жевательными резинками Tutti-Frutti по пенни, а в Париже — с разливными напитками. Вскоре в таких устройствах начали продавать буквально все: газеты, снеки, сигары, моментальные фотографии (что-то наподобие тех, которые выдают в современных фотобудках), порционный парфюм. Какое-то время в американском штате Юта за 2,5 доллара в них даже можно было купить пакет документов для развода. Подписывали их в юридической фирме неподалеку.

В годы Второй мировой войны торговые аппараты из дополнения к классическим магазинам превратились в необходимость. Их стали массово размещать на предприятиях и фабриках, чтобы работники могли есть, практически не отрываясь от производства. Примерно тогда же вендинг начал активно проникать в Японию, где он особенно прижился из-за развитой культуры самообслуживания. Сейчас в стране более 5,5 миллиона торговых автоматов — это самый высокий показатель в мире.