Почему Москва бьет с носка

Третий Рим, не верит слезам, стоит на семи холмах и открыта пяти морям. Все это про Москву. А почему?

Москва слезам не верит

Из песни Юрия Визбора «Александра» все знают, что «Москва слезам не верила, а верила любви». Если вторая часть утверждения — домысел автора, то первая — основана на поговорке с многовековой историей.

Михаил Филимонов / РИА Новости

Согласно самой популярной версии, выражение появилось в XIV веке, когда городом правил князь Иван Данилович по прозвищу Калита. Он прославился тем, что объединил разрозненные русские земли. «Калита» — это поясная сума для денег. Комплиментарная для правителя версия гласит, что такое прозвище Иван получил за щедрость по отношению к обездоленным, критическая — за бережливость, которая граничила с жадностью. Иван Данилович взимал с соседних княжеств дань. Когда же к нему приходили челобитчики и со слезами просили снизить побор, он оставался глух к мольбам и слезам, что и отразилось в поговорке. Сейчас ее значение упростилось: мол, в столице нравы жесткие, каждый сам за себя.

Москва бьет с носка

Wikimedia

Среди народных забав на Руси была борьба. От обычной уличной драки ее отличало наличие определенных правил и приемов. Одним из них был удар «с носка». Историк Дмитрий Ровинский описал его так: «Борец, покосив соперника на правую сторону, вместе с тем подбивал носком правой ноги его левую ногу и этим способом мгновенно сшибал с ног на землю». Переносное значение очевидно: мягкого, душевного приема в Москве лучше не ждать.

Кстати, у пословицы есть продолжение, в полном виде она звучит так: «Москва бьет с носка, а Питер бока повытер». Вторая половина использовалась и сама по себе, иногда в таком виде: «Батюшка-Питер бока повытер, братцы-заводы унесли годы, а матушка-канава совсем доконала». Под канавой имеется в виду Обводный канал, на берегах которого в XIX веке были расположены промышленные предприятия, а все выражение рассказывает о нелегкой судьбе крестьянина, приехавшего в город на заработки.

Москва — Третий Рим

Wikimedia

У этого утверждения есть вполне конкретный автор, монах псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей, родившийся в XVI веке. Подробности его жизни не сохранились, зато известно, что в своих посланиях он сулил Москве роль Рима земного. Не в прямом, разумеется, смысле, а в переносном — как центра цивилизации и лидера христианского мира.

Филофей писал: «Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Под первым Римом здесь подразумевается собственно Западная Римская империя, которую погубили варвары, под вторым — Константинополь, столица Византийской империи, она же Восточная Римская империя. После захвата «второго Рима» турками-османами опорой христиан должен был стать третий Рим, Москва. Идея преемственности подкрепилась еще и браком князя Ивана III с Софьей Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина XI Палеолога.

Москва — город на семи холмах

Этот тезис тесно связан с предыдущим: на семи холмах — Палатине, Капитолии, Квиринале, Авентине, Виминале, Эсквилине и Целии — был построен Рим, тот самый, первый. По счастливому стечению обстоятельств Москва также была основана на возвышенностях: Боровицкий холм, Таганский, Чертольский, Красный, Старо-Ваганьковский, Трехгорный, Лефортовский, Сретенский, Псковская горка, Ивановская горка и другие. Какие из них входят в топ-7, доподлинно не известно.

Москва — порт пяти морей

Анатолий Гаранин / РИА Новости

Парадоксальное на первый взгляд изречение. Эти слова приписывают Иосифу Сталину: вождь произнес их во время торжественного открытия канала Москва–Волга в 1937 году, сейчас — канала имени Москвы. Тогда благодаря ему столица получила водный путь к Волге, а через нее и другие каналы в перспективе получит выход к пяти морям: Каспийскому, Балтийскому, Белому, Черному и Азовскому.

Орать во всю ивановскую

Фразеологизм имеет непосредственное отношение к Москве, а не к Иваново. Есть несколько версий, откуда пошло выражение, и все они связаны с Ивановской площадью на территории Московского Кремля, где стоит Колокольня Ивана Великого.

Wikimedia

Согласно первой, на площади читали царские указы, разумеется, — очень громко, чтобы все слышали. Согласно второй, так же громко кричали дьяки, которых на площади показательно пороли за проступки. Третья версия связана с колоколами, в которые звонили на Иване Великом. Синонимичные конструкции — «звонить во все колокола» или «звонить во всю колокольную фамилию».

Независимо от происхождения выражение означает примерно одно: очень громко, во всеуслышание. У классиков можно найти сочетание «спит во всю ивановскую», то есть крепко, с громким раскатистым храпом. Например, в «Преступлении и наказании» Разумихин не хочет тревожить Раскольникова, который «спит во всю ивановскую».