Мобильные газгольдеры — артефакт мировых войн

На фотографиях времен Великой Отечественной можно увидеть странные процессии: бойцы с суровыми лицами несут гигантские шары или эллипсоиды. Конструкции явно легче воздуха, но точно не предназначены для полетов. Это газгольдеры — часть системы ПВО.

Всеволод Тарасевич / ЦГАКФФД СПб

Еще во время Первой мировой воюющие стороны экспериментировали с оригинальными способами защиты от авиации. Одним из них стали заградительные аэростаты. К ним подвешивали тросы, сети и взрывчатые вещества, которые наносили урон самолетам. Окружив такими летательными аппаратами мегаполис, можно было сильно снизить эффективность вражеских бомбардировщиков.

Henry Guttmann Collection / Hulton Archive / Getty Images

Public Domain

Наум Грановский / РИА Новости

Первую победу аэростаты одержали 23 июля 1917 года, когда авиация Австро-Венгрии потеряла четыре самолета, атакуя итальянские позиции. Во время Второй мировой эта система ПВО получила развитие. В особенности хорошо она себя показала в защите Лондона, Москвы и Ленинграда, а также военно-морских баз и промышленных районов. Впрочем, немцы пытались противодействовать этому, оснащая самолеты резаками, которые должны были справиться с тросами. 

Всеволод Тарасевич / ЦГАКФФД СПб

Во время обороны Москвы аэростаты конструкции К. Д. Годунова работали в составе опытно-испытательного воздухоплавательного дивизиона. Его создателем был полковник Георгий Прокофьев — первый советский стратонавт, пилот и новатор. Расчетный потолок аэростатов достигал 3500 метров. Поднимались в воздух они с помощью лебедок, установленных на грузовиках ГАЗ-АА. 

Василий Федосеев / ЦГАКФФД СПб

Газ доставлялся с завода Дирижаблестрой под Москвой. И вот именно для этого нужны были газгольдеры — матерчатые баллоны, которые бойцы несли к месту запуска аэростата. Подполковник-инженер в отставке Е. Хазанов в номере «Военно-исторического журнала» за 1977 год вспоминает:

«Хранился газ в матерчатых газгольдерах, оказавшихся весьма неудобными. Еще более неудобно было переносить их на руках, особенно если расстояние от газового завода до поста исчислялось километрами. Во многих зарубежных странах строились более экономичные заводы, где газ подавался в баллоны под необходимым давлением. Подобные работы велись и у нас, но, к сожалению, до войны был построен только один опытный завод».

Василий Федосеев / ЦГАКФФД СПб

С доставкой газа постоянно возникали трудности. Не хватало баллонов, приходилось выделять людей для ручной переноски. Солдаты вынуждены были ходить по 20–25 км. Со временем энтузиасты изготовили сварные трубчатые тележки, на которые устанавливали газгольдер для транспортировки грузовиками. 

Василий Федосеев / ЦГАКФФД СПб

Проблему с доставкой решили, но самого газа частям не хватало. В итоге был построен завод «Электролиз» по производству водорода. Он начал работу уже во второй половине 1942-го, причем курировали его офицеры, отличившиеся на службе с аэростатами. К сожалению, газ все еще в основном подавался не в баллоны, а в газгольдеры. Так что эти странноватые на взгляд нашего современника устройства активно применялись с Первой мировой и до конца Второй мировой.

Фото сверху: Давид Трахтенберг / ЦГАКФФД СПб