Недооцененное чудо: древнеримские дороги

Империя невозможна без развитых путей и почтовых станций. Об этом знали персы, инки и монголы, но больше всех в искусстве создания инфраструктуры преуспели римляне. Построенные ими тракты до сих пор поражают воображение, это произведения инженерного гения.

Первая римская дорога была проложена в IV веке до н. э. между Римом и Капуей для переброски армии во время Самнитских войн. Сохранились даже дата постройки (312 год до н. э.) и имя заказчика — им был цензор Аппий Клавдий Цек. К концу существования империи ее покрывала дорожная сеть длиной 300 тысяч километров. Тракты создавались прежде всего для военных нужд, так что обычно их строили легионеры. Иногда им помогали вольнонаемные из местного населения и рабы.

De Agostini / Getty Images

Для начала землемеры создавали и рассчитывали план дороги. Ее старались делать идеально прямой, чтобы облегчить передвижение войск. Затем на расстоянии 2,5–4,5 метра рылись две канавки, идущие параллельно. Они ограничивали будущую дорогу. Земля между ними извлекалась, получался ров глубиной полтора метра. Его засыпали четырьмя слоями строительных материалов.

Нижний слой (statumen) состоял из булыжников 20–50 см в диаметре. Поверх него клали rudus из небольшого камня с раствором, создавая слой в 20 см. Далее шел nucleus — мелкие куски кирпича и керамики, скрепленные цементом. В принципе, это уже готовая конструкция, но обычно делали еще один слой, pavimentum. Это были крупные булыжники разной формы, подогнанные друг к другу и соединенные раствором. В случае, когда удавалось использовать четырехугольные камни, дорога становилась почти идеальной.

Верхний слой делали слегка выпуклым, так что дождевая вода стекала в специальные канавки по бокам. Вдоль тракта ставили милевые столбы, а в ключевых местах — колонны выше человеческого роста, на которых писали расстояние до Рима и ближайших поселений. В 20 году до н. э. при Октавиане Августе в столице поставили miliarium aurem — первый столб, символическое начало римских дорог. Все нулевые километры (в том числе и в Москве) — наследники этого монумента.

Желание построить идеальные дороги толкало римлян к колоссальным изменениям ландшафта. Легионеры срывали холмы, прорубали проходы в скалах, а также тоннели в горах. В болота вбивали сваи, на которые ставили настил из дерева.

На расстоянии дневного перехода вдоль дорог строили постоялые дворы, где можно было перекусить, снять комнату, отремонтировать повозку и даже вылечить лошадей. Для гонцов через каждые 10–15 км стояли mutationes (станции), где можно было сменить лошадь, так что за сутки они могли проскакать 70–80 км. Все это позволяло невероятно быстро передавать информацию и перебрасывать войска. Приятным бонусом был рост торговли и скорости путешествий.

С крахом Западной Римской империи в 476 году римские дороги перестали обслуживаться, но ими продолжали пользоваться все последующие эпохи. Многие из этих трактов сохранились до сих пор и поражают качеством и прочностью. Их делали даже не на века, а на тысячелетия.