«Окна РОСТА» — радикальный лубок революции

Придя к власти, большевики заявили, что народу отныне принадлежит все, даже искусство. Причем оно должно быть суперактуальным и, как бы сейчас сказали, меметичным. Так на улицах Москвы появились картины, революционные во всех смыслах. Флагманом советской пропаганды стал Маяковский.

Владимир Маяковский на фоне своих плакатов (фото сделано за 2 месяца до смерти поэта)

Sovfoto / Universal Images Group / East News

Михаил Черемных (на первом плане), Иван Малютин Владимир Маяковский (слева направо на втором плане)

ТАСС

«Окна РОСТА» — серия агитационных плакатов времен Гражданской войны. Их создавали поэты и художники, работавшие под эгидой Российского телеграфного агентства. Изначально все задумывалось как способ пропаганды вступления в Красную армию. Но вскоре рисунки выросли в крупнейший информационный канал тех лет. Коммунистические идеалы неслись в народ на самом простом и понятном языке. В общем-то, это новый лубок, только с политическим уклоном.

ТАСС

Почему «окна»? Плакаты чаще всего можно было увидеть выставленными в оконных рамах — за стеклами витрин пустующих после революции магазинов. Почему РОСТА? Это аббревиатура Российского телеграфного агентства. Радикальную форму придумал график и карикатурист Михаил Черемных. А вскоре к течению присоединился Владимир Маяковский, который и рисовал плакаты, и делал к ним яркие рубленые подписи. Он стал «лицом» явления и оставил лучшее описание его сути:

«Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек». 

ТАСС

Репродукция ТАСС

«Окна РОСТА» просуществовали совсем недолго: с 1919 по 1921 год. Это было радикальное искусство для радикальных времен. Новостная лента, мемы и политическая реклама тех лет. Как иронично отмечали современники, плакаты пропали, когда снова появились магазины. Зато в работе успели поучаствовать Казимир Малевич и Кукрыниксы, а сами «окна» оказали огромное влияние на советское искусство. 

ТАСС

Репродукция ТАСС

Всего было создано около 2000 плакатов, в среднем по 300 в каждом выпуске.