От госпропаганды до киномекки: история Венецианского фестиваля

В 2025 году смотр в Венеции празднует свое 82-летие. Легендарное светское мероприятие планеты, или как его еще называют Мостра (от итал. Mostra del Cinema di Venezia), традиционно чествует работы лучших кинематографистов. Рассказываем, как возник и развивался фестиваль.

1932 год. В феврале в Швейцарии создается Женевская конвенция по разоружению. В июле в Португалии к власти приходит будущий диктатор Антониу де Оливейра Салазар. В это же время в Лос-Анджелесе стартуют X летние Олимпийские игры. В сентябре возникает новое государство — Саудовская Аравия, а в ноябре в США 32-м президентом США становится Франклин Рузвельт. Пока мир сотрясали политические события, где-то между ними 6 августа 1932 года в Венеции возник первый кинофестиваль. И хотя по задумке смотр должен был чествовать киноискусство, появился он в политических целях.

Touring Club Italiano / Marka / Universal Images Group / Getty Images

Инициатором идеи выступил дуче (вождь) страны и лидер Национальной фашистской партии Бенито Муссолини. Его цель была проста: в эпоху популяризации кино казалось логичным использовать эту сферу не только для развлечения аудитории, но и воспитания в ней правильных идей — в соответствии с политикой партии. Приблизительно так же считал и Владимир Ленин, которому приписывают ставшую крылатой фразу «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».

Идею Муссолини подхватили и развили сторонники: бизнесмен и министр финансов при НФП Джузеппе Вольпи (его именем впоследствии назвали мужские и женские призы смотра «Кубок Вольпи»), а также кинокритик Лучано де Фео и скульптор Антонио Мараини. Первый фестиваль проходил с 6 по 21 августа и носил не соревновательный, а демонстрационный характер. Его задачей было не превратить форум в конкурс чужих работ, а представить лучшие свои. Тогда же решили, где проводить фестиваль, — на острове Лидо, между Венецианской лагуной и Адриатикой. Открывал программу фильм «Доктор Джекилл и мистер Хайд» американского режиссера армянского происхождения Рубена Мамуляна. Это самая первая экранизация одноименной повести Роберта Льюиса Стивенсона.

Награды не вручались, но публика голосовала за лучшие картины в ныне непривычных для нас категориях. Список зрительских симпатий Венецианского кинофестиваля выглядел так: французская музыкальная комедия «Наша свобода» — «Самый смешной фильм», американская криминальная мелодрама «Грех Мадлон Клоде» — «Самый трогательный фильм», а сыгравшую в нем Хелен Хэйес объявили лучшей актрисой смотра. Картина открытия «Доктор Джекилл и мистер Хайд», по мнению публики, стала «Фильмом с самым оригинальным видением».

После дебюта фестиваль взял двухгодовую паузу, организаторы домыслили формат и вернулись 1 августа 1934 года. В этот раз смотр превратился в полноценный конкурс, где за призы боролись кинематографисты из 19 стран. Его освещали три сотни журналистов со всего мира. В соответствии с духом времени и политикой партии главный приз форума назывался «Кубок Муссолини», его вручали в категориях «Лучший иностранный фильм» и «Лучшая итальянская картина».

Wikimedia

Жюри как такового по-прежнему не было: решение принимал президент Биеннале, посовещавшись с критиками и зрителями. В каком-то смысле народный формат. Но не стоит забывать, каким целям в тот момент он служил. Так, награда для лучших актрисы и актера называлась «Большая Золотая медаль Национальной фашистской ассоциации развлечений». В общей сложности в 1934 году в Венеции раздали по нынешним меркам немыслимое количество призов, только основных — 14.

В 1935-м фестивальным директором стал Оттавио Кроце, продержавшийся на этой должности вплоть до начала Второй мировой войны в 1939 году. Он же помог смотру приобрести характерные черты: актерские награды были переименованы в «Кубок Вольпи», в 1936 году появилось международное жюри. А годом позже открылся Дворец кино (Палаццо дель Синема) — традиционное место всех показов фестиваля.

На протяжении 1940-х смотр переживал непростые времена. Во-первых, его переименовали в Итало-немецкий кинофестиваль (Manifestazione Cinematografica Italo-Germanica). Во-вторых, смотры 1940, 1941 и 1942 годов практически остались незамеченными и в целях безопасности проводились не на Лидо. В-третьих, выбор картин подвергался строжайшей цензуре, вперед продвигали откровенно ангажированные ленты. Из-за этого еще в 1939 году от участия в кинофоруме отказались США и Куба. А в 1941-м главную награду забрала показанная вне конкурса нацистско-пропагандистская лента «Возвращение домой» Густава Ушицки, лишенная каких-либо художественных достоинств, но подходящая идеологически.

После окончания Второй мировой география кинофестивалей расширилась: в 1946-м родился смотр в Каннах (изначально его старт планировали на 1 сентября 1939 года), и по соглашению с ним Венецианский кинофорум переехал на конец августа — начало сентября. На этом же смотре наравне с кинематографистами из других стран присутствовали делегаты из СССР: в международном жюри заседал писатель, критик и будущий главред журнала «Искусство кино» Дмитрий Еремин, а в жюри «По специальным разделам и детскому кино» — режиссер и сценарист Григорий Александров. Стало окончательно понятно, что некогда сожженные мосты вновь наводятся таким образом, чтобы сплотить кинематографистов со всего мира.

Хотя в 1970-х фестиваль пережил еще один сложный этап потрясений, он продлился десятилетие и увенчался очередным ребрендингом. Этому предшествовал бойкот в рядах итальянских кинематографистов в лице Пьера Паоло Пазолини, Бернардо Бертолуччи и других, требовавших кардинальных изменений в отборе картин и проведении фестиваля. В первые послевоенные годы Венецианский смотр служил идеям коммерции — был точкой притяжения для туристов, которым бонусом предлагали первыми увидеть хорошие фильмы. Новая волна режиссеров требовала показывать на фестивале независимое кино. Именно оно должно привлекать зрителей, а не красивые виды курортной Италии конца лета.

К 1980 году их призывы услышали. Так шаг за шагом, переворачивая самые сложные страницы истории, остров Лидо и Венецианский смотр стали местом показа не политических агиток, а большого авторского кино, возникшего без стороннего давления и вмешательства. Кинофестиваль в Венеции с каждым годом расширяет свои границы, стремясь к разнообразию и свободе, которые было бы невозможно представить еще 80 лет назад. Помимо Основного конкурса есть программа «Горизонты», показ короткого метра, секция независимого и параллельного кино, программа чествования дебютов, проводится кинорынок и вручаются дополнительные призы: от награды критиков ФИПРЕССИ до спецпризов общественных организаций.