Память о великих российских поэтах и прозаиках живет не только в бессмертных произведениях, но и в их домах. Оккультные книги Брюсова, уникальный автопортрет Лермонтова, сундук петровских времен, найденный Толстым, — все это можно увидеть в столице.
Мемориальная квартира А. С. Пушкина на Арбате
Квартира, в которой Александр Сергеевич провел всего несколько месяцев, примечательна тем, что именно в ней он устроил свой последний холостяцкий мальчишник и сюда привез молодую жену.
Собственно мемориальные комнаты находятся на втором этаже. Подлинников сохранилось мало. Интерьеры восстановлены по воспоминаниям Павла Вяземского. В большом количестве представлены копии портретов окружения Пушкина, копии его черновиков. Из безусловных подлинников — столик Натальи Андреевны из усадьбы Гончаровых в Полотняном Заводе.
Не меньший интерес, чем все экспонаты, имеющие отношение непосредственно к супругам Пушкиным, вызывает фотография с 1-го Всемирного съезда потомков Александра Сергеевича в Москве, сделанная 6 июня 2009 года.Арбат, д. 53, стр. 1

Максим Блинов / РИА Новости
Дом-музей М. Ю. Лермонтова
Здание на Малой Молчановке, чудом уцелевшее в центре столицы, сохранило атмосферу старой Москвы. В этом доме с мансардой, построенном после пожара 1812 года для купца Чернова, Михаил Юрьевич жил с августа 1829-го по 1832 год. Здесь, будучи студентом пансиона и Московского университета, поэт создал более двухсот стихотворений и семнадцать поэм, в том числе раннюю версию «Демона». Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка Лермонтова, выбрала этот дом именно из-за близости к университету.
Музей представляет поэта во всей широте его талантов. Особое место занимают живописные работы. По семейному преданию, Миша начал рисовать раньше, чем писать стихи. Одна из самых ценных картин — автопортрет. Его принято считать наиболее достоверным изображением классика. Двадцатитрехлетний Лермонтов нарисовал себя в мундире Нижегородского драгунского полка на фоне Кавказских гор. Он подарил акварель Варваре Лопухиной-Бахметевой во время последней встречи перед ее отъездом в Германию с «молодым» мужем. Позже оригинал исчез и в течение 80 лет считался утерянным. Но совершенно неожиданно с советскими искусствоведами связался немецкий профессор русской истории Мартин Винклер, купивший акварель на аукционе. В 1962 году автопортрет вернулся в Москву.
Малая Молчановка, 2

ГМИРЛИ

Public Domain
Музейный центр «Московский дом Достоевского»
Первый в мире музей, посвященный Достоевскому, был открыт 11 ноября 1928 года, в день рождения классика, в доме на Божедомке. Этот один из старейших литературных музеев Москвы связан с ранними годами жизни писателя. В небольшой квартире семья лекаря, отца Федора Михайловича, проживала с 1823 по 1837 год. Комнаты сохранили свой первозданный облик: стены, печи и перекрытия. Экспозиция, посвященная детству Достоевского, воссоздана на основе подробных воспоминаний его младшего брата Андрея.
Среди сокровищ — письменный стол, семейная реликвия, переданная второй женой Достоевского Анной Григорьевной «на вечное хранение» в Москву. По ее свидетельству, за ним Федор Михайлович работал над романом «Братья Карамазовы» и выпусками «Дневника писателя».
К 200-летию со дня рождения гения литературы музею было передано все здание флигеля, и в 2021 году открылся Музейный центр «Московский дом Достоевского». Специально для него художник Михаил Шемякин создал инсталляцию «Наваждения Раскольникова», навеянную романом «Преступление и наказание».
Достоевского, 2


ГМИРЛИ (2)
Музей Серебряного века (Дом Брюсова)
Это единственный в России музей литературы эпохи Серебряного века. Он находится в доме, где жил поэт, прозаик, критик и филолог-пушкинист Валерий Брюсов. В 1910 году внимание поэта (одного из первых урбанистов в русской поэзии) привлек новый дом, построенный архитектором Владимиром Чагиным в аскетичном и геометризованном стиле «северный модерн». Брюсов снял квартиру на первом этаже у домовладельца Баева, с тех пор москвичи стали называть особняк «домиком Брюсова», хотя дом поэту никогда не принадлежал.
Место притяжения в музее — мемориальный кабинет. Он тщательно восстановлен по архивным фотографиям и воспоминаниям современников, таких как Александр Блок, Сергей Есенин, Константин Бальмонт, Максим Горький, Игорь Северянин. Все они восхищались уникальной библиотекой писателя: к 1924 году в ней было несколько тысяч томов. После смерти вдова Брюсова передала собрание в РГБ. Но кое-что осталось и в кабинете. Например, полка книг по оккультизму. Среди них — уникальное сочинение Агриппы Неттесгеймского, немецкого алхимика, чернокнижника, натурфилософа и астролога XVI века. И это при том, что многие убеждены: книги Агриппы по демонологии обладают собственным разумом и доводят до смерти своих новых владельцев.Проспект Мира, 30


ГМИРЛИ (2)
Дом-музей Б. Л. Пастернака
Поселок писателей Переделкино прочно связан с именем Бориса Пастернака. Интерьер его деревянного двухэтажного дома в точности соответствует простой обстановке конца 1950-х. Скромный быт, аскетический кабинет — ничего отвлекающего от служения литературе. Это старое дачное место стало для него малой родиной. Созданный весной 1941 года цикл стихов «Переделкино» Пастернак считал в своем творчестве «лучшим из всего когда-нибудь написанного». Здесь, в Переделкине, он закончил роман «Доктор Живаго»,
Внимание привлекает книжный шкаф. До середины 1950-х дачная библиотека поэта была невелика: Гёте и Шекспир в оригинале, дореволюционные издания, Рильке (дар родителей), словари, Библия, Диккенс и Блок. «Всю жизнь я вожу с собой умещающийся на одной полке отбор любимейших, без конца перечитываемых книг. Однако и среди этих немногих с годами оказываются лишние», — так было, пока в Милане не опубликовали «Доктора Живаго». С 1957 года на адрес: «Борису Пастернаку, Переделкино, близ Баковки» стали ежедневно приходить десятки писем со всего мира и книги. За последние два года жизни лауреата Нобелевской премии шкаф заполнился заграничными изданиями на немецком, английском, французском, бенгальском, чешском, итальянском языках.
Москва, поселение Внуковское, пос. Переделкино, ул. Павленко, 3

Сергей Субботин / РИА Новости

ГМИРЛИ
Дом-музей А. И. Герцена
Как ни странно, это — единственный музей в мире, посвященный жизни и творчеству знаменитого беллетриста, публициста и революционера. В этом ампирном особняке с мезонином Герцен жил с 1843 по 1846 год. Здесь он написал «Сороку-воровку», «Доктора Крупова» и роман «Кто виноват?». Музей состоит из двух частей: в мемориальном доме рассказывают о жизни Герцена на родине. В современной пристройке — об эмиграции.
Среди экспонатов музея, подаренных потомками Александра Ивановича, привлекает внимание перчатка его сына Коли. В ночь на 16 ноября 1851 года мальчик погиб при кораблекрушении вместе с матерью писателя. Перчатка сохранилась с запиской Натальи Герцен: «Перчаточка, которую Коля снял в последние минуты 1851-го ноября 16 в ночь».
Сивцев Вражек, 27

ГМИРЛИ

Public Domain
Дом-музей А. П. Чехова
«Живу я в Кудрине, против 4-й женской гимназии, в доме Корнеева, похожем на комод. Цвет дома либеральный, то есть красный», — так Антон Павлович описывал свое жилище, в котором с осени 1886-го по весну 1890 года написал драматические произведения «Иванов», «Леший», «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Трагик поневоле», «Татьяна Репина»; повести «Степь», «Огни», «Скучная история», многие рассказы.
Получив диплом врача, Чехов совмещал медицину и литературу. На двери его дома висит табличка: «Доктор А. П. Чехов».
«Принимаю я ежедневно от 12 до 3 часов, для литераторов же мои двери открыты настежь день и нощь», — в таком режиме работал кудринский дом. «Вся московская живописующая и рафаэльствующая юность мне приятельски знакома», — признавался писатель.
В 2023 году музей открылся после реставрации. Витрины оформили в виде старинных картотечных комодов, это позволило разместить максимальное количество уникальных экспонатов.Садовая-Кудринская, 6


ГМИРЛИ (2)
Музей М. А. Булгакова
Это первое московское пристанище киевлянина Булгакова. В одну из комнат в будущем «нехорошей квартиры» он въехал в 1921 году вместе со своей первой женой. Это была коммуналка, в которой на тот момент проживали 16 человек. Разумеется, ничего из обстановки тех времен не сохранилось. Подлинные «булгаковские» вещи привезены сюда из его последней квартиры в ныне несуществующем доме в Нащокинском переулке. Хотя сотрудники утверждают, что дверь в комнату писателя та самая и не реставрировалась. За этой дверью была написана «Белая гвардия».
Музей, как и квартира, состоит из комнат, кухни, коридора. На бывшей жилплощади писателя собраны предметы интерьера и обихода, которыми он когда-либо пользовался.
Кухня представляет собой классическую коммунальную клоаку тех лет, разумеется, с примусом. В ней же висит портрет Анны Горячевой — взбалмошной соседки. С нее, как и с других обитателей дома, Михаил Афанасьевич писал своих героев.
Экспонаты одной комнаты привезены из редакций, с которыми сотрудничал Булгаков, прежде всего из легендарного «Гудка».
Однако не всякий посетитель доберется до основной экспозиции. Многие на долгие часы задерживаются в подъезде и на лестнице. Это пространство начало жить своей жизнью задолго до открытия музея. Надписи, сделанные на стенах, действительно заслуживают особого внимания.Большая Садовая, 10, кв. 50

Максим Блинов / РИА Новости

Максим Блинов / РИА Новости
Музей-квартира А. Н. Толстого
Дом, в котором жил Алексей Николаевич Толстой, входит в комплекс городской усадьбы Рябушинских, построенной Шехтелем в начале XX века. Архитектор включил в ансамбль не только хозяйский дом и флигель прислуги, но и маленький каретный ряд, гараж, прачечную, дворницкую и даже коровник — довольно неожиданное дополнение для городской усадьбы.
После революции во флигеле размещались конторы журналов и газет, редактируемых Максимом Горьким. В 1941 году квартиру занял Алексей Николаевич. Здесь он и умер в феврале 1945-го. Но прежде написал в этих стенах «Хождение по мукам», «Рассказы Ивана Сударева», вот только не успел закончить роман «Петр I».
Как известно, «красный граф» был не чужд шика и роскоши, сам подбирал элементы интерьера — старинную мебель, живопись, светильники, фарфор, предпочтение отдавал вещам с историей. Деревянный походный сундук — один из многих предметов петровского времени. Их Толстой собирал с особым старанием, чтобы проникнуться эпохой Петра, «услышать» ее героев — без этого, как утверждал писатель, он не мог сочинить роман. На экскурсии сотрудник музея обязательно предложит угадать, из чего сделан портрет-мозаика Петра I. Возможны разные варианты: бисер, раскрашенная крупа, цветной песок, вышивка. Но правильный ответ один — это выполненная по уникальной технологии мозаика из спичек, окрашенных разноцветной смальтой.Спиридоновка, 2, стр. 1


ГМИРЛИ (2)
Дом-музей К. И. Чуковского
Этот дом в Переделкине построен в середине 1930-х годов — типичный образец загородной дачи того времени. Корней Иванович приехал сюда в 1939-м и оставался до конца жизни. Даже до открытия музея в 1996 году этот дом всегда был полон народу. Обстановка бережно сохранена дочерью писателя, мемуаристкой и правозащитницей Лидией Чуковской.
Чуковский называл себя «многостаночником». Он сочинял стихи и сказки, переводил, писал о Некрасове, Чехове, Уитмене, Горьком, Блоке. Фотографии, рисунки, живопись, собрание книг напоминают о дружбе Чуковского с ярчайшими представителями русской культуры первой четверти ХХ века — Ильей Репиным, Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Леонидом Андреевым.
В последние годы жизни рядом с кроватью писателя появился переносной столик. На нем он раскладывал книги и журналы, приготовленные для чтения. Потом они отправлялись в шкаф, а их место занимали другие. Книги выставлены на столе так, как они были разложены Корнеем Ивановичем в последний раз.Москва, поселение Внуковское, пос. Переделкино, ул. Серафимовича, 3

ГМИРЛИ

Татьяна Воронцова / РИА Новости