Почему запретили рыцарские турниры: вся правда о кровавой романтике

Зачем рыцарю дама сердца, имеет ли железный человек право трусить, можно ли заработать на турнире. Вспоминаем все, что нам известно о любимом шоу Средних веков, во время которого регулярно гибли не только участники, но и зрители.

Рыцарские турниры не достигали размаха гладиаторских боев в Риме, и организация у них была попроще. Зато здесь был свой уникальный дух. Для рыцарей это поединок чести (зачастую смертельно опасный). Для всех остальных — яркий фестиваль, на который стекались торговцы, модники, любители острых ощущений и прочая праздная публика.

Wikimedia

Поводом для турнира становились важные для феодала события: возвращение из Крестового похода, рождение наследника, заключение военного союза или брака. Часто инициатором становился знатный дворянин, так называемый «зачинщик». Он писал письмо другому аристократу — «защитнику», и прикладывал к нему затупленный меч — таким образом вызывая на дуэль. При этом вызов отправлялся «не со злым умыслом, но во всей любви и дружбе». Защитник вообще мог отказаться — скажем, под предлогом неотложных дел.

Далее начиналась сложная церемония. Каждый рыцарь удостоверял свою родословную. Его герб и шлем с навершием выставлялись на обозрение — перед судьями и дамами. Затем шла череда отборочных сражений, на которых легко можно было стать калекой или вовсе лишиться жизни — несмотря на затупленное оружие. К примеру, на турнире 1240 года в Нойсе погибло более 60 человек.

Сейчас, когда говорим про рыцарский турнир, мы представляем себе парный поединок, столкновение двух всадников — так называемый джостинг. На самом деле наравне с ним был популярен и другой вид сражений — бугурт, битва стенка на стенку. Если выжил и отличился в таком сражении, тебя обязательно отметят. Но был и достаточно серьезный шанс погибнуть.

Победители состязаний получали щедрые призы: золото, лошадей или даже доспехи соперника. Известно, что часто практиковали выкуп — проигравший рыцарь платил победителю, чтобы вернуть доспехи и лошадь. В случае большой удачи победитель даже мог получить землю или титул. Ну и, разумеется, ко всему этому прилагался статус звезды.

К примеру, Уильям Маршал, герой нескольких войн, настолько хорошо дрался на турнирах, что получил от современников звание «величайшего рыцаря». Он бился на состязаниях в Англии и Франции и ни разу не проиграл. В награду получил богатство, славу и прижизненную поэму на 19 тысяч строк.

Экономика турниров держалась благодаря простым и понятным вещам: продаже билетов на вход и ставкам, которые народ мог делать на того или иного претендента.

Важнейшими участниками турниров, разумеется, были прекрасные дамы. Они могли подарить претенденту платок, пояс или рукав, которые рыцари привязывали к копью. Могли потребовать прекратить поединок, если их фаворит ослабевал или падал с лошади, — чтобы его, не дай бог, не добили. Наконец, они же могли отметить претендента как недостойного и оценивали гербы и геральдику с эстетической точки зрения.

Wikimedia

Турниры — это не только ярмарки тщеславия, но и спонтанные центры культуры. Там было важно щегольнуть нарядом (причем и зрителям тоже), а аристократы приезжали с большой свитой — и соревновались, таким образом, в собственной важности. Вокруг ристалища вырастали целые палаточные города.

На излете эпохи рыцарства турниры начали больше напоминать театр. На них часто разыгрывали сцены из легенд, а карлики и великаны исполняли роли мифических существ. Стали популярны своего рода квесты: участникам предлагалось не просто сразиться, но также защитить или захватить какую-нибудь важную точку — например, переправу или мост. Так, на одном из турниров в Брюгге по сюжету необходимо было сразиться с загадочным рыцарем Золотого дерева, потом освободить из клетки великана и таким образом снискать милость «принцессы Неведомого острова».

С появлением пороха турниры проводили все реже. А те, что оставались, больше напоминали сцены из рыцарских романов. Медиевист Йохан Хёйзинга описывает поздние состязания так: «Все перегружено роскошью и украшательством, исполнено красочности и фантазии». А запретили рыцарские турниры, когда обломок копья во время состязания попал в глаз французскому королю Генриху II, жизнь которого в этот момент и оборвалась.