Культ Прекрасной дамы и куртуазность

В военизированных сообществах прошлых веков (спартанцы, самураи, викинги) не особо церемонились с женщинами. Неистово прославляли прекрасный пол лишь европейские рыцари-аристократы. Да с таким энтузиазмом, словно оправдывались за всех коллег по воинскому ремеслу.

В том, что касается женщин, Высокое Средневековье поражало контрастом подходов. С одной стороны, в городской среде правила были строгими и напоминали античные: супруге не дозволялось разговаривать с кем-либо на улице, она была обязана опускать очи и слушаться мужа. В духовной литературе женщины изображались только как источник бед и порока. И в то же время существовал параллельный мир поэтов и рыцарей, которые превозносили Прекрасную даму как идеал божественной красоты и чистоты. Никаких полумер, только крайности.

Wikimedia

Истоки этого культа не ясны. Он возник в XII веке на юге Франции и со временем охватил Западную Европу. Прекрасную даму восхваляли трубадуры, менестрели и миннезингеры, а через столетие появился куртуазный роман. Причем в его развитии сыграли роль и реальные женщины: Алиенора Аквитанская, Мария Шампанская, графиня де Диа, которые вдохновляли поэтов и сами создавали баллады.

Рыцарь той эпохи считал своей главной добродетелью «сражаться и любить». Причем и то и другое — бескорыстно. Прекрасная дама в данном случае играет роль сеньора. Ей приносят клятву верности, служат как сюзерену и не ждут никакого вознаграждения. Впрочем, реальная любовная связь не противоречила духу времени. Разумеется, Прекрасной дамой могла стать только аристократка, в особенности хозяйка замка (даже замужняя).

Доказывая свою любовь, рыцарь должен был совершать подвиги в боях и на турнирах, а также постоянно демонстрировать лояльность Даме: носить ее платки, ленты и перчатки, непременно цвета ее герба. Приветствовались даже мучительные и унизительные деяния: вырвать себе ногти, бегать на четвереньках и выть. Например, в романе «Рыцарь телеги, или Ланселот» Кретьена де Труа герой ведет себя как трус, поддаваясь врагам по приказу своей Дамы сердца, а также (о, ужас!) садится в телегу, что еще больше унижает его достоинство.

Со временем культ Прекрасной дамы эволюционировал, стал более чувственным и эротичным. Сказалось Возрождение. Любовь начала восприниматься как искусство и даже наука — ars amandi. Появились так называемые «суды любви», которые устраивали во время эпидемий, чтобы отвлечься от ее ужасов. Участникам давались громкие титулы: «Рыцари чести», «Оруженосцы любви», «Магистры прошений» и так далее. Велись диспуты о природе и роли этого чувства — своего рода литературный салон и «пир во время чумы» в одном флаконе.

К XV веку куртуазность обросла богатой символикой. Создавались эмблемы, знамена, шифры в виде шарад, колец, шарфов и прочих вещиц. Чтобы разобраться во всем этом, приходилось читать пособия, напоминающие «Геральдику цветов». Аристократия в это время обожает амурные игры: «Фанты любви», «Замок любви», «Изящные вопросы». Все это выросло из Средневековья, но по духу уже является творением Ренессанса.

С уходом рыцарства и наступлением Нового времени культ Прекрасной дамы отмирает, а вот куртуазность просуществовала дольше. Можно сказать, ее отголоски живы до сих пор — в этикете и нежелании прослыть варваром и дикарем перед достопочтенной публикой.