Ахейские колесничие — воители, воспетые Гомером

Они поражали воображение современников настолько, что даже после «Темных веков», триста лет спустя, Гомер с восхищением описывал их как блистательных воинов. Сверкающие бронзовые колоссы, несущиеся на полной скорости — экветы были опорой царей-басилевсов и супероружием своей эпохи.

«В Илиаде» колесницы и колесничие упоминаются около 200 раз, однако великий слепец описывал современные ему реалии VIII-VII веков до н. э., когда в Элладе явление уже сильно изменилось. Например, воители в эпосе часто спешиваются перед боем, тогда как в описанные им времена сражались почти исключительно верхом. Если бы Гомер узнал о настоящих экветах, выглядящих как бронзовые колонны и блистательно-неуязвимых, он был бы еще больше восхищен событиями той поры.

AKG Images / East News

Во времена Микенского периода греческой цивилизации (XV-XII века до н. э.), греки-ахейцы жили отдельными царствами во главе с вождями-басилеями. Могущество правителей зиждилось на огромных дворцовых комплексах — нечто среднее между крепостью, складом, храмом и мастерскими. Именно в них концентрировались богатства округи, и именно оттуда на битвы выезжали экветы («сопровождающие») — воины-колесничие.

Они получали от басилея рабов, дорогие ткани и землю. Их статус был настолько высок, что при упоминании кого-то из них в табличках уважительно писали отчество, тогда как простых людей называли лишь по имени. Из расшифрованных хозяйственных записей известно, что экветы получали из хранилищ басилея бронзовые доспехи на себя и возничего, колесницу и двух лошадей. Оружие же приносили свое.

Доспехи выдавались не зря, сами купить настолько дорогое вооружение воины были не в состоянии. Мощные бронзовые пластины, до двух миллиметров толщиной, обитые изнутри тканью, накладывались друг на друга и соединялись с помощью ремешков. Причем все было сделано так, чтобы лучше всего защищаться от удара снизу — свидетельство того, что воины не сходили со своих колесниц для боя (как считал Гомер), а дрались на них.

Ноги защищались поножами, иногда одну руку закрывал наруч. Образ бронзовой колонны дополняли большие наплечники и воротник высотой до 15 сантиметров. Голова воина словно находилась в металлической трубе, которая прекрасно защищала от ударов снизу.

На колесничем чаще всего красовался кожаный шлем, обшитый расколотыми на две части клыками кабана, который дополнялся бронзовыми пластинами на щеках и высоким гребнем или конским хвостом наверху. Подобные шлемы были символами охотничьей доблести хозяина, а более слабые защитные свойства, чем у бронзовых, компенсировались тем, что стоявшего на колеснице бойца очень сложно ударить сверху. 

Wikimedia (2)

Несмотря на приличный вес брони (около 18 кг) и довольно массивный вид, современные эксперименты показывают: она настолько удачно сконструирована, что в ней не трудно бегать по пересеченной местности и сражаться.

При проверке она выдержала попадание копий и стрел, так что для бездоспешного противника эквет казался почти непобедимым небожителем, спустившимся на землю в блеске начищенной бронзы.

С равным же врагом сражались, разгоняя колесницы и пытаясь пробить его с помощью длинного трехметрового копья, которое удерживали в двух руках. Изредка все же приходилось спешиваться, и тогда битва превращалась в череду личных поединков экветов. В этом случае они могли использовать высокие щиты в виде восьмерок или прямоугольников, которые удерживались с помощью перекинутой через плечо портупеи. Делали их из тростника, крепость придавали дублеными бычьими шкурами, умбонами из бронзы и деталями из дерева.

Именно в этом случае колесничему пригождался длинный (до 111 см) бронзовый меч-рапира. Им можно было ударить противника в сочленение доспеха, или через щит в открытое лицо. Нередко такое оружие украшали слоновой костью или золотом, что говорит о его высоком статусе. Победой одних экветов над другими чаще всего и заканчивались битвы. Ополчение крестьян со стеной щитов ничего не могло противостоять закованным в броню воинам и как правило просто разбегалось, видя поражение своих колесниц.

Конец величию этих воителей принесла катастрофа бронзового века, глобальный коллапс древних цивилизаций, который нельзя было вызвать на бой и победить в честном сражении. Мир изменился, и война вместе с ним.