Политолог Алексей Чеснаков об эволюционных механизмах понтов в дикой природе и их безусловной пользе в социальном обществе.

Понты принято обсуждать и осуждать. Темы, связанные с понтами, присутствуют в разговорах родителей и детей, близких друзей и малознакомых попутчиков, чатов и ток-шоу.
Однако никакое общественное осуждение не уничтожает понты как феномен. Почему? Потому, что так предопределила природа, сделав их частью эволюционных механизмов.
Например, понты встречаются у райских птиц. Как часть механизма размножения. Наиболее привлекательными для самок оказываются самцы с большими и красивыми хвостами. Настолько большими, что они мешают им летать и делают легкой добычей для лис. Казалось бы, навыки приспособления должны были способствовать выживанию потомства самцов с короткими хвостами. Однако самки райских птиц не признавали Дарвина. В выборе приоритетного партнера для создания потомства они тысячелетиями выбирали носителей длинных хвостов, а не короткохвостых юрких особей.
Понты можно найти у мандрилов. Близкие родственники человека используют их для управления и поддержания порядка. У самцов этих обезьян ценятся ярко выраженные вторичные половые признаки. Самые большие усы и яркие задницы принадлежат вожакам — альфа-самцам. Собственно, благодаря им они и становятся вожаками. Размеры и цвета способствуют организации власти в стае, используются в важных играх доминирования и подчинения.
Люди, конечно, не столь просты, как птицы и обезьяны. Эволюция и социальные нормы постепенно сделали нас менее обеспеченными естественными природными символами статуса и менее способными к их демонстрации.
В примитивных обществах это поняли быстро. Символы престижа и статуса сначала позаимствовали у райских птиц и мандрилов — вожди племен и шаманы использовали перья и яркие раскраски.
С развитием цивилизации маркеры статуса постепенно совершенствуются. Атрибутами понтов в обществе потребления чаще всего оказывались не встречающиеся в природе вещи. Дорогие часы. Они же «котлы». Билеты на «Щелкунчика» на 31 декабря, взятые в ежегодной битве при Большом. Амровские номера на личном «гелике».
В обществе цифровых технологий к ним добавились сетевые и виртуальные понты. Девушки кроме сумок и сережек понтуются реакциями от знаменитостей: «меня лайкнула Клава К.». Подростки — покупая в игре уникальный «рарный айтем» или очередной экземпляр «имбового» оружия.
Изменения в обществе делают понты изощреннее. Понты служат не только для того, чтобы показать богатство, но даже становятся инструментом прибеднения. Рассказывают байку про то, как депутат, надеясь быть в тренде импортозамещения, заменил ярлык на подкладке иностранного костюма на отечественный бренд. И гордо показывал свой нашивной патриотизм во время телешоу. Хотя это и не байка. Знаю. Сам ему идею предложил. Теперь понтуюсь, рассказывая эту историю.
Дефицит культурного капитала компенсируется комбинацией маркеров. Некоторые даже умудряются приобретать все сразу. Тут сказывается либо очень большой опыт, либо очень большой комплекс от осознания слишком маленьких хвоста, сисек или губ, данных от рождения. Поэтому мы видим, как часто «котлы», номера и телки оказываются в одной машине.
Понты из индивидуальных инструментов социальной жизни перешли в практики некоторых особых общественных групп. Например, политических сообществ, группировок мафии или поп-культуры. Они даже стали элементом некоторых бизнес-моделей. Разве не понтом является швейцар в модном ресторане?
Люди, в отличие от животных, постепенно научились искусственно усиливать и приобретать статусы, делая их инструментами самовыражения и эпатажа. Райская птица не может вырастить больший хвост. Нам с вами, при желании нарастить что-то важное, куда как проще. Кому-то всегда важнее казаться, чем быть.
Если не сойти со снобской позиции, дескать понты — признак мещан, людей недалеких, и присмотреться к поведению и прислушаться к разговорам нашей интеллектуальной элиты, то следует признать, что она тоже вся «на понтах». Напоказ выставляются уже не «котлы», а дипломы, билеты не в Большой, а на мастер-класс модного фотографа. Сути дел это не меняет. В работе на целевую аудиторию «лелеющий Жан-Поля Сартра» или цитирующий Кафку на языке оригинала мало отличается от тех, кто любит Донцову и цитирует песни из передачи «Шансон года».
А если так, то есть ли вообще позитив в том, чтобы обсуждать понты?
Конечно. Если только не скатываться в мораль. Обсуждение любых понтов для общества весьма полезно, поскольку позволяет реагировать на явные нарушения норм и приличий и регулировать их, то есть постепенно устанавливать новые.
Эти дискуссии о допустимом, границы и модели поведения являются частью необходимой социальной игры по достижению более справедливых социальных порядков.
Вспомните реакцию общественности на «голую вечеринку». Теперь границы допустимого поведения в обществе стали другими, а некоторые понты неприемлемыми. Возможно, на время. А возможно, и навсегда. Так будет и со многими другими существующими понтами.
Что же будет вместо них? Появятся новые. Несмотря на очевидные отличия от райских птиц и обезьян, человек остается животным, которому нужно выделяться, чтобы произвести потомство, поддержать порядок или просто поразвлечься.