В произведениях автора «Отверженных» много трагических историй любви: изуродованный Гуинплен и слепая Дея, горбатый звонарь Квазимодо и прекрасная танцовщица Эсмеральда, благородный разбойник Эрнани и пылкая донья Соль. Но одно дело — писать о выдуманных героях, другое — наблюдать, как твое дитя в самом прямом смысле сходит с ума от любви.

Public Domain
Адель, пятого и последнего ребенка в семье писателя, назвали в честь матери. Брак Виктора и Адели-старшей не был счастливым: после рождения младшей дочери у госпожи Гюго начался роман с влиятельным литературным критиком Шарлем Огюстеном де Сент-Бёвом, а господин Гюго позже нашел утешение в объятиях бывшей куртизанки и актрисы Жюльетты Друэ, с которой сохранил связь до самой ее смерти. Брак, впрочем, писатель тоже сохранил, по крайней мере, формально, и в ссылку на остров Джерси за ним последовали обе женщины.
Госпожу Гюго уже тогда беспокоило состояние младшей дочери, у которой в ее 26 лет не было никаких интересов, кроме как ухаживать за садиком да заниматься вышиванием. Адель-старшая в письмах сетовала*, что дочь замкнута, «производит впечатление натуры суховатой», а жизнь ее лишена «сердечных радостей», «негармонична и неполна».
Есть версия, что влияние на психологическое состояние Адели оказала смерть старшей сестры Леопольдины, та погибла во время водной прогулки в 19 лет. Скучавшая по ней Адель принимала участие в спиритических сеансах и верила, что дух утонувшей откликался на ее призыв.
С появлением сердечных радостей стало еще хуже. На Джерси Адель познакомилась с английским лейтенантом Альбертом Пинсоном и решила, что именно он предназначен ей судьбой. Адель рассказала о помолвке отцу, и патриот Гюго совсем не обрадовался потенциальному зятю-иностранцу. Впрочем, его страхи были напрасны — Пинсон уехал и оставил Адель. О причинах можно только догадываться: то ли его напугала пылкость молодой женщины, то ли сама перспектива брака. Влюбленная девушка сбежала из дома, прихватив свои драгоценности с материнским браслетом, и стала преследовать Пинсона.


Госпожа Адель Гюго
Maison de Victor Hugo
Виктор Гюго
Public Domain
«Просто недопустимо, чтобы она добивалась замужества с этим человеком вопреки его желанию. Уж не кроется ли в этой „невозможности“ какая-либо тайна, которая потом обнаружится? Иначе чем можно объяснить странное поведение Адели, ведь мы выразили согласие и всё одобрили? Не исходит ли отказ от него самого? Тогда как же Адель может унизиться до такой степени, чтобы бегать за ним?.. Срочно необходимо иметь определенные и подробные сведения… Нет ли семьи у господина Пинсона? Любовницы? Кто знает, быть может, у него есть дети? Напиши нам. Сообщи как можно подробнее. Поставь нас в известность обо всем, что тебе напишет Адель…» — просил взволнованный Гюго супругу, пока та была в Париже.
Адель же сообщила родителям, что вышла замуж, и госпожа Гюго не почувствовала подвоха.
«Адель была свободна. Она не совершила ничего безнравственного, выйдя замуж за того, кого любит. Быть может, она должна была проявить больше доверия к нам, но если мы можем ее в этом упрекнуть, то она, в свою очередь, может упрекнуть и нас. Разве ее жизнь не была принесена в жертву жестоким требованиям политики? Разве сама эта жестокость не была усилена избранным местом изгнания? Ты выполнял свой долг, но выполнили ли мы свой долг по отношению к нашей дочери? Разве она не влачила жалкое существование?..» — отчитала госпожа Гюго мужа.
Гюго уступил и даже поместил в газете извещение о свадьбе мадемуазель Гюго и лейтенанта Пинсона, а также об отъезде пары в Канаду. Писатель пытался смириться с браком и изложил свою позицию приятелю Пьер-Жюлю Этцелю:
«… Моя дочь стала англичанкой. Изгнание, вот твои удары! Ее муж, один из героев Крымской войны, молодой англичанин, офицер, аристократ, человек строгих нравов, дворянин и джентльмен… Сейчас между моим зятем и мною расстояние моральное, отделяющее француза от англичанина, и чисто материальное, отделяющее нас от Америки. Но есть право на счастье. Моя дочь им пользуется, я не могу осуждать ее за это».

Public Domain
Увы, брак этот существовал лишь в фантазиях Адели: Пинсон к тому времени был женат и готовился к рождению ребенка. Несчастная Адель жила на съемной квартире в Галифаксе и каждый день приходила к казарме, где ждала, пока выйдет Пинсон, а затем молча следовала за ним, провожая до дома.
Когда правда всплыла, Адель заявила, что возлюбленный ее обесчестил и покинул. Гюго негодовал, уговаривал дочь вернуться домой и клялся жене, что сделает все, чтобы помочь Адели: «Буду посвящать Адели свои книги. Я увенчаю ею свою старость. Я прославлю ее изгнание, я возмещу ей все. Если какой-то проходимец может обесчестить, Виктор Гюго сможет прославить! А потом, когда она исцелится и повеселеет, мы выдадим ее замуж за достойного человека. И забудем об этом солдафоне».
Девушку умолял вернуться в семью и сам Пинсон: он даже проехал мимо в карете со своей супругой, чтобы убедить Адель, что женат, но та не поверила. Виктор Гюго смирился и назначил ей небольшое содержание: это позволяло дочери ни в чем не нуждаться и жить в плену фантазий, где она была славной женушкой, ожидающей домой мужа-офицера.
Долгое время об Адели было почти ничего не слышно. Пинсона отправили в гарнизон на остров Барбадос, Адель последовала за ним и впала там в полное безумие, угодила в больницу, а позже, когда стало ясно, кто она, ее отправили во Францию.

Дом, где умерла Адель Гюго
Maison de Victor Hugo
Оставшуюся часть жизни Адель провела в лечебницах и умерла там в возрасте 85 лет. По воспоминаниям персонала, она не доставляла особых хлопот, разве что «несла вздор» и прятала еду на черный день: голод, пережитый на Барбадосе, не прошел даром.
«Моя бедная Адель, бедная моя дочка, более мертвая, чем мертвецы!.. Как бы я хотел, чтобы подобные мученья не оставляли в сердце следа. Вчера я навестил бедняжку… Боже ты мой, какой ужас!» — писал Гюго.
Сейчас синдромом Адели Гюго в психологии называют крайнюю степень эротомании, любовную одержимость, которая ведет к искажению реальности и полному разрушению личности. Сам объект страсти может даже не подозревать, что находится в каких-либо «отношениях» с аддиктом.
Синдром Адели часто лежит в основе триллеров про любовную одержимость: «Любит — не любит» (2002), «Роковое влечение» (1987), «Фанатка» (2002). Непосредственно дочери Гюго посвящен фильм «История Адели Г.» (1975) с Изабель Аджани в главной роли.
* «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго», Андре Моруа