Как фашисты сорвали открытие кинофорума, сколько могут длиться аплодисменты и как долог путь к «пальмовой ветви».
Оказаться на Каннском фестивале мечтает каждый синефил, киножурналист и особенно кинематографист. Первым и вторым для этого нужно выбивать аккредитацию и забронировать билеты, а вот третьим — придется снять талантливое кино. Зато именно они делают Каннский фестиваль таким, каким мы его любим.
Но все началось не с любви к кино, а с политического противостояния. В 1932 году по указу итальянского диктатора Бенито Муссолини появился Венецианский кинофестиваль. Через 6 лет ангажированность этого мероприятия была уже настолько очевидна, что его стали бойкотировать США и Великобритания. В пику фашистам французы вызвались организовать собственный киносмотр. Инициатором был министр народного образования Жан Эли Поль Зе. Его поддержали историк-беллетрист Филипп Эрланже и журналист Робер Фавр Ле Бре. Открытие запланировали на сентябрь 1939-го. Председательствовать должен был один из отцов кинематографа Луи Люмьер.
Даты выбрали с умыслом. В это же время проходил фестиваль в Венеции. Французы рассчитывали собрать у себя весь мир. Но в день запланированного открытия фестиваля немцы вошли в Польшу. Жюри успело посмотреть только одну картину во внеконкурсной программе — американский фильм «Горбун собора Парижской Богоматери» Уильяма Дитерле.


Бар отеля Carlton во время Каннского кинофестиваля, 1946 г.
Serge De Sazo / Gamma-Rapho / Getty Images
Apic / Getty Images
Настоящее открытие Каннского биеннале состоялось в конце сентября 1946 года в муниципальном казино. В 1949-м на набережной Круазет построили Дворец фестивалей. С 1951 года, когда Венецианский кинофорум уже перестал быть фашистским, французский смотр стали проводить весной. В 1954-м впервые вручили Специальный приз жюри (третья по значимости награда смотра), а на следующий год учредили «Золотую пальмовую ветвь». Вручавшийся до этого Гран-при стал второй по значимости наградой.
В 1957 году в жюри основного конкурса впервые была приглашена женщина — мексиканская актриса и певица Долорес дель Рио. В 1959-м открылся кинорынок, со временем ставший главной площадкой киноторговли.
Сегодня Каннский фестиваль — не только самый престижный смотр в мире, но и самый помпезный праздник кино. Там собираются все: кинематографисты, синефилы, блогеры, журналисты, производители дорогих украшений и роскошных автомобилей, дизайнеры и их модели. Канны — это дорого и с размахом. А еще там регулярно устанавливают рекорды. Самые продолжительные аплодисменты, 22 минуты, заслужила сказочная драма Гильермо дель Торо «Лабиринт Фавна». Первым трехкратным лауреатом смотра стала картина «Бартон Финк» братьев Коэн. Лента выиграла режиссерскую награду, принесла актерский приз исполнителю главной роли Джону Туртурро и была признана лучшей картиной смотра. Самым долгим проектом, представленным в рамках фестиваля, стал документальный многосерийный фильм «Война» Кена Бернса и Линн Новик. Он длится 14 с половиной часов. Самый молодой лауреат Канн — режиссер Луи Маль, в 1956 году, в возрасте 24 лет, он представил документальную ленту «Одиссея Жака Кусто: Мир тишины». А дольше всех к победе шел Жан-Люк Годар: от первого участия до главной награды — 42 года.