Высшее достижение: мост Гранд-каньон Хуацзян

В провинции Гуйчжоу все мосты очень высокие. Примерно 50 из них входят в топ-100 мира. В сентябре 2025 года там появился не просто высокий, а самый высокий мост на Земле, если мерить от дорожного полотна до воды, и с самым длинным пролетом, при любом измерении. Рассказываем, как его проектировали, строили и испытывали.

VCG / Legion-Media

Задача была простой и понятной: соединить два берега ущелья Хуацзян над рекой Бэйпань, чтобы жители районов Лючжи и Аньлун ехали в гости друг к другу не 2 часа, а 2 минуты. Непросто и непонятно было другое — как ее решить. Если протянуть дорожное полотно между двумя самыми удобными точками, высота от него до водной глади окажется 625 метров — поместится самая высокая телебашня мира Tokyo Skytree, а расстояние от опоры до опоры составит 1420 метров. Такие пролеты, на такой высоте пока не строил никто в мире.

China News Service / Getty Images

VCG / Getty Images

Можно опуститься пониже, тогда расстояние между берегами будет поменьше, но туннель придется рыть длиннее. Однако и это решает не все проблемы. Конструкции балочных и арочных мостов допускают пролеты длиной до 600 метров. Не годится. Для вантового моста придется поднимать полукилометровые опоры. Так нельзя. В итоге договорились тянуть из существующих удобных точек подвесной пролет. От тоннеля вообще решили отказаться: просто подрезать верхушки гор и склоны. А то, что отрежут, — пустить на песок и гравий для основного строительства.

За время работы над мостом через Хуацзян инженеры и конструкторы получили 21 патент на оригинальные технологические решения.

Провинция Гуйчжоу давно зарекомендовала себя как инкубатор смелых идей в области возведения мостов: здесь находится почти половина самых высоких в мире.

В этом регионе не только сложный ландшафт, но и очень капризные погодные условия: то жара, то холод, то влажность, то сушь, и еще порывы ветра до 12 баллов по шкале Бофорта, проще говоря — ураган со скоростью 117 км/ч. Значит надо, чтобы их выдержала не только конструкция, которая будет висеть здесь века, но и люди, которым придется трудиться при такой погоде три года. Поэтому технологию и логистику прорабатывали так же тщательно, как конструктивные элементы.

CFOTO / Getty Images

Если снимать об этом мультфильм, в котором строители всегда работают легко, слаженно и задорно, то все выглядело бы так: у обоих обрывов пропасти мастера отливают железобетонные пилоны, тем временем у них за спиной товарищи поднимают быки для неподвесной части моста (виадука). Когда пилоны готовы — два по 205 м, два по 262 — через них с берега на берег протягивают тросы. Очевидно, не без помощи летательного аппарата. Два троса — основные, они держат полотно, и технические — по ним будет кататься грузоподъемное устройство.

Под тросами подвешивают две временные площадки, чтобы рабочие могли спокойно ходить над ущельем.

К тому моменту виадук уже построен, и на нем стоят 15-метровые металлические фермы, готовые занять свое место в конструкции полуторакилометрового дорожного полотна. Рабочие, бегая по подвесным площадкам, успели закрепить вертикальные тросы, и те пока качаются на ветру без нагрузки. Но уже скоро специально спроектированная кабельно-канатная система начнет «подносить» фермы, и монтажники, используя уникальный метод сварки, будут крепить их к вертикальным тросам и между собой.

В здешних условиях простыми нивелирами и тахеометрами не обойтись. Филигранная точность монтажа достигается с помощью специальных датчиков и сигналов спутниковой навигации BeiDou (китайский ГЛОНАСС). Таким способом полуторакилометровую ферму для пролета собрали всего за два месяца, а это рекорд даже по меркам Гуйчжоу.

Eric Sakowski / HighestBridges.com 

Китайский мост мало чем отличается от китайского автомобиля в плане электроники: каждый его сантиметр контролируется датчиками. Они следят за напряжением металла, силой ветра, влажностью, вибрацией — за всем, что может сократить жизнь конструкции. Если разнообразные стабилизаторы, демпферы, системы ветрозащиты и осушения с чем-то не справятся и датчики протрубят тревогу, примчится бригада мастеров, благо ехать из конца в конец всего две минуты.

Несмотря на аномальные июньские ливни, строители уложили пятислойное асфальтовое покрытие в полном соответствии с технологией, дав каждому слою просохнуть сколько нужно и как нужно.

В итоге у китайцев опять получилось чудо.

А чудо всегда привлекает туристов, и их здесь планируют принимать с распростертыми объятиями. На смотровую площадку главного пилона можно подняться на панорамном лифте, стеклянный 850-метровый коридор позволяет «прогуляться по облакам», в планах: прыжки головой вниз на резиновом тросе, парапланеризм, 300-метровый водный экран, лазерное шоу на ночном небе и, разумеется, китайская кухня.

И не важно, что официально мост через Хуацзян не может считаться самым высоким в мире, потому что в этой категории главное — высота от самой верхней до самой нижней открытой части конструкции, он все равно прекрасен и удивителен. Пожалуй, китайцы никогда и не стремились сделать что-то лучше, чем у других, они просто делают лучше для себя. И это у них здорово получается.

STR / AFP / East News

Проверка на прочность: как это принято в Китае

Public Domain

Проверка на прочность: как это принято в Китае

От строительства самого древнего из сохранившихся китайских мостов Аньцзи до появления самого современного — через каньон Хуацзян, прошло 1420 лет. По легенде, Аньцзи построил изобретатель, философ и политик Лу Бань всего за одну ночь. Несмотря на это, конструкцию испытывали на прочность сам бессмертный Чжан Голао и святой Чай-ван.


 Один нагрузил на своего осла Солнце и Луну, другой положил в свою тачку четыре горы. И ничего — Аньцзи стоит по сей день в первозданном виде.

Мост через Хуацзян испытали более щадящим способом: 96 тяжелых грузовиков в течение пяти дней еле-еле двигались по ключевым участкам конструкции, имитируя пробку. Датчики безмолвствовали.