Подробный гид по ивент-индустрии и селебрити-менеджменту в новой России. Версия Табриза Шахиди.

Минаев решил, точнее, заставил меня, своего помощника и «директора по вживлению в ивент-индустрию», поделиться мыслями и воспоминаниями, историей развития, пожалуй, самой «вкусной» части большого пирога под названием шоу-бизнес. Заставил не в том смысле, что я весь такой недоступный, а потому что я до сих пор считаю, что в вопросах паблисити на моем месте надо быть скромнее.
Действительно, именно в России ивент как явление, за отсутствием безупречной концертно-гастрольной инфраструктуры для туров, а также общего все еще растущего состояния экономики и невысокого уровня благосостояния населения, стал основой и движущей силой шоу-бизнеса. Самые большие деньги, а значит и заработки артистов последние 30 лет водились и продолжают крутиться именно в праздничной индустрии. Юбилеи заводов, дни рождения больших и малых компаний, дни городов, отраслевые праздники нефтяников, строителей и металлургов, премии (часто фуфлыжные игрушки для «домохозяек»), форумы и конференции, семейные праздники богатых людей мы единственная страна в мире, где частный и корпоративный ивент возведен в ранг искусства и настолько глобален, что может конкурировать по общему уровню кеш-флоу с большими бизнесами.
Шик, блеск и дороговизна иных свадеб в Барвихе, Константиновском дворце или на Вилле Мичетти не снились ни Лане Дель Рей, недавно справившей свое воссоединение с супругом под трехкопеечными шатрами, ни организаторам Vanity Fair или европейских вечеринок киноиндустрии. А если вы услышали о шикарном ивенте по случаю юбилея биг-босса или о роскошной свадьбе на виллах Италии или Франции знайте: это сделали наши, русские. Особо отмечу: речь не о больших стадионных концертах Тимберлейка, The Weeknd, Beyonce или шоу Super Bowl здесь как раз экономика прозрачна и ожидания оправданы.
За 30 лет российская индустрия развлечений, несмотря на временные падения в кризисы 2008, 2014 и 2020 годов, достигла недосягаемых показателей. Очевидно, что точные данные по количеству событий достать невозможно, как, собственно, и цифр, даже приблизительных, быть не может огромный пласт закрытых, почти секретных мероприятий, информация о которых, может, и просачивалась в соцсети, но оценку их роскоши дать можно лишь приблизительную. Однако общая картина по каждому году это оборот десятков миллиардов рублей.
Дорогие, по-настоящему роскошные события стоят от 200 до 500 млн рублей за вечер, который конструировали на площадке от 3 до 7 дней, а готовили три-шесть месяцев. Декор, флористика, свет, технические райдеры и, конечно, звезды российской и зарубежной сцены. Только приглашение (до 2020 года) одного зарубежного певца уровня Стинга это $ 1,5 млн, включая гонорар и тревел-райдеры. Количество звезд российской сцены внутри одной вечеринки могло достигать и 8, и 12. А размер гонорара от 2 до 15 млн рублей для одного артиста или группы плюс конферанс от 3 до 10 млн.
Получая десятки нудных претензий о том, почему Галустян как ведущий на выезд в Краснодар дороже Лепса за выступление в Москве, а группа «Звери» во Владивосток стоит на 30–50 % дороже, чем в столице, вынужден расшифровать, из чего складываются бюджеты на организацию концерта артиста.
Ну, во-первых, вы не спросили, сколько стоит Лепс, Баста или Шаман в Краснодар, куда добираться либо через Минводы/Ставрополь три часа самолетом плюс пять часов на авто (или на поезде не менее 20 часов). Артисты такого уровня востребованности вообще отказываются ездить в города со сложной логистикой, обуславливая это тем, что трех в ряд свободных дней в графике просто не существует. А если и обнаруживается клиент «с яйцами» (уж давайте тогда начистоту и откровенно), то он предлагает артисту двойной выездной гонорар. Отсюда и баснословные цифры.
Но обо всем по порядку и коротенько.
Гонорар артиста это текущая среднегодовая ставка номинальной чистой стоимости. Текущая! А не гонорар, за который «в 2010 году у друзей в Сочи выступали Гагарина и Стас Михайлов». За основу берется ставка за выступление 45–50 минут в Москве. То есть, не выезжая из города базирования.
Допустим, гонорар артиста 7 млн руб. плюс налоги 10–12 %. Стоимость выступления в Екатеринбурге с одним 2-часовым прямым перелетом у этой категории артистов возрастает до 9–10 млн плюс налоги, а во Владивосток или Краснодар они поедут за 10–15 млн руб. Но и это всего лишь часть расходов!
Райдер артиста с музыкантами (а численность коллектива доходит иногда до 20–25 человек) во Владивосток считайте сами: 2 бизнеса, 2–3 випа во всех аэропортах, 12–18 экономов, гостиница, трансферы, питание, звук/свет/сцена, гримерки все это иногда достигает цифр в 1,54 млн рублей в зависимости от численности коллектива, размера сцены, которая, в свою очередь, зависит от количества гостей/площади и двухсот иных пунктов райдера.
Стоит также особо отметить следующее. Тех. райдер это сцена. Сцена это лицо мероприятия. Чем дороже звук и насыщеннее и богаче свет, тем презентабельнее событие. Вы ведь хотите удивить своих гостей, а не опростоволоситься? Молчу про декор, стоимость которого от 600 000 руб. (20 цветочных композиций на 20 столов плюс фотозона) до 50 млн (да, Барвиха и не такое видела!).
Подготовка торжества это создание произведения искусства. И экономить здесь не нужно. Клиент обязан принять решение: мы, организаторы, собираем для него «роллс-ройс» или конструируем трехколесный велосипед?
С конца 90-х я как концертный директор селебрити видел суть, понимал и поднимал ценность селебрити, предопределил то, что сегодня будут знать все: артист, знаменитость, известная персона это продукт, на халяву недоступный, а услуги, которые он оказывает, имеют самую высокую стоимость. Впечатления и эмоции они дороже бриллиантов (вы ведь не повесите себе на шею выступление Гагариной за много миллионов! И не передадите его по наследству своей дочери, чтобы та продала его через 30 лет в пять раз дороже).
Вечный спор о том, кто главнее: продюсер или артист, я, к примеру, как директор (не продюсер) самобытных и ярких артистов и спикеров могу остановить простой и, на мой взгляд, точной фразой: если бы не великие артисты, вы бы никогда не узнали о великих продюсерах. Продюсер это, как вам может показаться, создатель. Но Создатель у нас, при всем уважении, один.
Рахманинов, Мацуев, Спиваков, Ойстрах, Горовиц, Канделаки я не ставлю на одну ступень таланты, гениальность и достижения этих персон, но где вы слышали об их продюсерах? Их не было. У недосягаемых были педагоги и дар Божий, а остальным помог случай и проводники их творчества, таланта, их искусства. Проводники это помощники, концертные менеджеры, специалисты департаментов по связям с общественностью и композиторы. Да, да, песня это музыка (мое личное мнение). Не поэзия.
Продюсер это руководитель конструкторского бюро, директор фабрики талантов. Ценнейшим качеством продюсера является композиторский талант. Это единственное и главное отличие настоящего продюсера от самозванца. Уровень не только значимости, но и вовлеченности продюсера в процессы создания продукта зависит от уровня таланта артистов. Продюсер крайне редко создает вечные продукты (если, еще раз подчеркну, случайно не помог раскрыться большому гению). Чаще всего это модные, трендовые, а значит временные проекты. Продюсер это жулик и авантюрист, фокусник, если хотите, волшебник (без обид, никакого негатива или скепсиса), но продюсеры не имеют отношения к таланту, умениям, навыкам и труду от младенчества и юности до медных труб по-настоящему самобытных, гениальных виртуозов и самородков.
Есть категория усилий во времени и пространстве, которые отрепетировать невозможно. В том понимании, что нет смысла заранее выстраивать интерпретацию уже созданной партитуры вечера. Я исключительно про дыхание драматургии торжества. Это как дирижер перед первым взмахом палочки: он не знает, насколько точно его трактовку нотного полотна композитора воплотят иные группы музыкантов оркестра, осознавая при этом, что каждый из солистов оркестра высочайший профессионал.
Так и с событием в ивент-индустрии. Очевидно, что филигранный, наработанный годами, канонами высеченный опыт персонала сокращает риск возникновения ошибок до минимума. Речь о техническом продакшене, выпускающем режиссере, менеджерах, отвечающих за гримерки и артистов; о кейтеринге и декораторах.
Основа, остов, фундамент и опора события это монолитный, непреложный тайминг основных составляющих праздника. Собрать его за несколько минут не составит никакого труда после того, как согласованы звездные артисты, кавер-группа и ведущий. Как показывает практика, «скелет» этот важно не трогать, очередность выступлений не тасовать. Ведь артисты имеют право продать на эту дату еще одно выступление (с разницей во времени выхода на сцену).
После того как план вечера от времени сбора гостей до танцевального блока DJ на «уход гостей» утвержден, можно приступать к написанию сценария.
Тут важно отметить, что сквозной диджей, он же король «отбивок» и создатель звуковых смыслов и настроения, является чуть ли не метрономом всего события.
Именно он (в паре с конферансье) задает темп, меняет ход, направляет внимание, взаимодействует с гостями, управляет амплитудой торжества. Этот магистр музыкального сопровождения задает ритмическую основу действа и его непрерывность. От его реакции, культуры, профессорских знаний репертуара под любые смыслы и настроения зависит аура, эмоциональный градус вечера.
Что такое сценарий? Сценарий это дословное, утвержденное дотошным клиентом либретто вечера. По обычаю одному только клиенту «смешная», унылая или строгая текстовая информация, которую звездные ведущие в определенный момент начинают аккуратно и тактично игнорировать, сохраняя баланс между написанным и адекватным.
Существует практика написания сценариев рекомендованными самим конферансье сценаристами под конкретного звездного ведущего на основе подробного синопсиса и детальной расшифровки желаний от клиента. Подобная коллаборация не дешевое удовольствие. Нет, не так: написание сценария «штатным» автором агентства обойдется в 25 00050 000 руб., а приглашенным из Comedy от 250 000 и выше. То есть относительно общего бюджета среднего события в 30 млн рублей, конечно, не сильно затратно, если это спасает мероприятие.
Но ценятся в наше время другого уровня мастера церемоний. Им достаточно подробнейшего тайминга, интересной занимательной информации о событии, главных героях и гостях. Все остальное суперпрофи сделают без истерики клиента и нравоучений режиссера.