Зачем индейцы построили 20 тысяч курганов?

На юге штата Висконсин есть курганы, вроде тех, что высятся в евразийской степи. И их просто феноменальное количество. До наших дней сохранились 4 тысячи. До распашки земель и индустриализации тысяч было и вовсе 20. Как и для чего охотники и собиратели сделали такую колоссальную работу? Конечно, за этим кроется потрясающая история.

Современный философ Хаким Бей в молодости учился на антрополога и выбрал для диссертации тему, которую не хотел брать никто на потоке, — культура фигурных курганов Висконсина. Звучало скучновато, но за ними открылось окно в эпические события доколумбовой Америки.

Public Domain

Юный исследователь тут же выяснил две вещи. Во-первых, эти насыпи гипнотически красивы. Их явно делали (в том числе) ради ошеломительного эстетического эффекта. Рукотворные структуры напоминают гигантских людей, зверей, птиц и ящериц. Особенно популярны были орлы, выдры, змеи, аллигаторы, олени и бизоны. Когда-то местность вокруг них еще и облагораживали — расчищали лес и так далее. Получались огромные парковые комплексы из множества курганов. Вид на них с высоты захватывал дух.

Education Images / Getty Images

Во-вторых, оказалось, что про это великолепие мало кто знает, и даже локальные историки почти не интересовались им. А самое нелепое, до середины XX века весь цвет науки отвергал причастность индейцев к этим памятникам. Например, столп американской археологии Джон Уэллс Фостер в 1873 году писал:

«Полагать, что представители этой расы могли бы выкопать ровные протяженные рвы и насыпать симметричные курганы, во множестве украшающие берега здешних рек, было бы, пожалуй, столь же нелепо, как и ставить им в заслугу строительство египетских пирамид».

Выдвигались гипотезы о том, что фигурные курганы построили финикийцы, греки, бежавшие от войны троянцы. Грешили на ирландцев, викингов, китайцев и библейские колена израилевы. Потом, скрепя сердце, все же решили, что это сделали «местные», только не индейцы, а некая утерянная раса строителей. И лишь относительно недавно генетические тесты из найденных захоронений подтвердили, что они принадлежат предкам народов, которые и поныне обитают в Висконсине, — в основном виннебаго.

MPI / Getty Images

Хаким Бей в монографии «Шаманский след» иронизирует по этому поводу: «Ни тебе глянцевых альбомов, ни престижных музейных выставок, — их упорно не замечают даже эзотерики, повернутые на „Мистической Америке».

А вот и обещанная потрясающая история. Строительство фигурных курганов Висконсина — это, вероятнее всего, отголосок крайне странной и почти неизвестной у нас цивилизации, так называемой Миссисипской культуры. Она существовала в VIII–XV веках на юго-востоке США. На огромной территории процветало земледелие, города с укреплениями, имели место первые эксперименты с металлами. Примечательнее всего то, что эти люди создавали пирамиды, правда, в отличие от ацтекских, из земли.

Например, в крупном поселении Кахокия жило до 40 тысяч человек. А центральный курган их города имел высоту 30 метров и длину 290. Наверху, наподобие все тех же ацтекских строений, возносился храм высотой 15 метров. Сравнение не случайно. Вероятнее всего, эта манера — строить святилища на пирамидах — пришла из Мезоамерики. Как и своеобразная традиция. В основе ее был культ войны, поклонение правителю, которого обожествляли как Великое Солнце, а также каннибализм и ритуальные жертвоприношения (легко представить — на вершинах пирамид).

Public Domain

Хаким Бей вообще называет эту религию «Южный культ смерти» и, в отличие от большинства коллег, не испытывает к ней пиетета. Эта цивилизация оставила много материальных следов, а также, конечно, обглоданных человеческих костей — к огромной радости археологов. А вот строители фигурных курганов не подарили расхитителям гробниц почти ничего, только холмы. Однако эти народы не менее интересны, а их верования не менее оригинальны.

Как погибла Миссисипская культура с ее «Южным культом смерти» — не совсем ясно. Сыграл роль Малый ледниковый период. Но также, судя по всему, болезни и постоянные войны. Причем последний удар нанесли те самые окружающие «дикари», которые не стали перенимать агрессивную «высокоразвитую» культуру и потому были постоянными жертвами рабовладельческих набегов. Возможно, они и сожгли последние города строителей пирамид, когда те ослабли.

И вот дальше в истории происходит яркий и грациозный поворот.

Те самые висконсинские «дикари» все же переняли у соседей нечто культурное, но не землепашество или ритуальный каннибализм, иерархию и классовую систему, а курганы. В какой-то мере даже произошел цивилизационный откат. От всего, что ассоциировалось с «прогрессом» отказывались в пользу «дикарства» — по крайней мере, в нем хотя бы не ели людей и не устраивали кровавые оргии.

Но курганы приняли, переосмыслили и развили как практику. Их количество объясняется просто: они были многофункциональны. Это и места погребений (примечательно, что прославленных людей племени хоронили в голове или в области сердца гигантских фигур). Это и пространство для проведения ритуалов инициации — виннебаго до сих пор устраивают их в комплексе «Гнездилище духа-орла». Многие построены как грандиозные «столы» — на них шли пиршества всего племени, а может, и не одного. Те, что выглядят как птицы, — созданы для шаманских церемоний.

Public Domain

Но главные функции фигурных курганов — интегрирующая и повествовательная. Само по себе строительство уже было важнейшим сакральным действием. Оно работало как клапан для того, чтобы стравить излишнюю кипучую энергию племен и примирять их в общем труде. А заодно это было жертвоприношением духам — только в дар приносились не люди или сокровища, а силы, пот и время.

При этом каждый курган — некая история.

20 тысяч фигур составляли своеобразную «Библию» этих мест. Прекрасный пример: бизон с двумя неравнозначными рогами мог значить два племени или рода, соединившихся в один, причем какой-то (судя по рогу) был больше и сильнее. Другой подобный случай — двойная фигура, бизон и лось, «бьющиеся» копытами, причем лось намного крупнее. Это также история о слиянии двух племен. Знающий человек поймет, что люди «лося» приняли «бизонов» в свою семью с сохранением равных прав. Возведение фигур стало печатью, скрепляющей их договор. И таких историй — множество. Точнее, 20 тысяч.

Кстати, почему курганы построены именно здесь, на юге Висконсина? Ответ нашли не историки, а геологи. Эту местность в свое время обошло стороной оледенение, окружив как подковой. Здешние долины сохранили тот же ландшафт, что в плейстоцене, а заодно оказались настоящим раем для охотников и собирателей. С точки зрения индейцев это была земля обетованная. Возможно, именно так к ней и относились, а строительство курганов стало следствием этого убеждения.