В народных преданиях силы зла особенно агрессивны в темное время суток. От этого истории о них звучат страшнее и атмосфернее. Встречаются и такие существа, в рассказах о которых ночная активность — не просто эффектная деталь, а обязательная характеристика. Все знают, что уязвимость перед дневным светом приписывают вампирам. Но есть еще несколько не столь известных порождений ночи.
Банши — предвестники смерти, которые любят кричать
В ирландском фольклоре банши — одни из самых часто упоминаемых существ. Так называют духа в образе женщины, который обычно бродит по тумулусам, древним захоронениям, покрывающим весь Изумрудный остров. Само слово «банши» в переводе означает «женщина с волшебного кургана». В преданиях их описывают по-разному — то как жуткую старуху, то как прекрасную деву. Общее в этих разрозненных историях, передающихся из поколения в поколение, то, зачем банши являются обычным людям: чтобы предупредить о скорой смерти в семье.

Public Domain
Предупреждают эти существа весьма специфически, пронзительными воплями и завываниями. Суеверные ирландцы до сих пор считают, что услышать нечто, похожее на крик в ночной глуши, — дурной знак. В ночной — потому что банши обязательно являются по ночам. Блуждающий путник может заметить банши в лунном свете среди деревьев. Фигура, закутанная в саван, обычно кажется невесомой и будто парит над землей. Если бы не звуки, банши можно было принять за игру теней и воображения.
Дюллахан — всадник без головы
Банши — далеко не единственные примечательные ночные персонажи ирландского фольклора. Если плакальщицы сами по себе не несут прямой угрозы тем, кто их слышит, то некоторые их соседи представляют намного большую опасность. Пожалуй, самое яркое из таких существ — это безголовый всадник дюллахан, скачущий верхом или управляющий повозкой. По словам очевидцев, в руках дюллахан часто держит собственную голову.

University of Notre Dame
Название этого враждебного создания происходит от древнеирландского слова, которое означает угрюмого человека. Самое старое сохранившееся упоминание дюллаханов содержится в книге 1802 года, хотя первые предания о них наверняка появились намного раньше. Автор этого труда, лингвист Чарльз Валланси отмечает, что дюллахан появляется ночью и производит ужасающий грохот, бренча тяжелой цепью. Однако встреча с ним грозит не только испугом.
В одном из сказаний, собранных фольклористом Томасом Крофтоном Крокером, дюллахан описывается как существо ростом почти два с половиной метра, мертвенно-бледное, с кожей, натянутой, как иссохший пергамент, и с угрюмыми, ожесточенными чертами. В других источниках говорится о неподвижной улыбке до ушей.
В отличие от банши, которые лишь предупреждают о скорой кончине, дюллахан способен сам ее притянуть.
Того, кто осмеливается открыть ему дверь, он обливает кровью. Вскоре после этого помеченный таким образом человек умирает. То же происходит с любым, чье имя назовет всадник.
Амплуа жуткого предвестника смерти дюллахан подкрепляет соответствующими атрибутами — кнутом из человеческого позвоночника и светящимися черепами. Спицы колес его повозки сделаны из костей, а обшивка — из погребального савана. Спастись от дюллахана можно лишь одним способом — подсунув ему золото, которое всадник из потустороннего мира терпеть не может. Прикоснувшись к металлу, он сразу отступит.
Дзикининки — грешники-каннибалы
Оборотни, фигурирующие в западноевропейской и славянской мифологии, превращаются в волков или в других животных в полнолуние. Но в преданиях японских буддистов есть существа, пожалуй, еще более страшные, чьи поведение и облик зависят от времени суток. Это так называемые дзикининки, что в переводе с японского означает «гоблин-людоед».

Tokyo National Museum
Дзикининки становятся после смерти обычные люди, которые при жизни совершили тяжкий грех. В наказание они — в соответствии с законом кармы — перерождаются в существ, похожих на людей, но с опасными повадками. Прокормить себя они могут только человеческой плотью.
Часто дзикининки мучаются чувством вины, но все равно не могут удержаться от каннибализма.
Обычно они обитают в заброшенных храмах или руинах близ деревень, избегая контакта с людьми. По одной версии, днем дзикининки остаются невидимы и становятся заметны лишь ночью. По другой — в светлое время суток они ничем не отличаются от обычных людей, но после заката превращаются в упырей-каннибалов.
Вторая трактовка этого существа встречается в, пожалуй, самой известной легенде о дзикининки, записанной в начале XX века ирландско-американским японистом Лафкадио Хёрном. В ней странствующий буддистский священник останавливается на ночлег у деревенского старосты, но узнает от родных хозяина, что тот скончался. По обычаю, все жители покидают деревню, но священник решает остаться в пустом доме с телом, чтобы провести службу. Ночью он видит в комнате с трупом старосты огромное существо, пожирающее останки. Выясняется, что чудовищем становится отшельник, живущий в хижине на вершине холма. Тот объясняет страннику, что и сам был священником при жизни, но вымогал у семей покойных ценности в обмен на проведение религиозных ритуалов. За это по ночам он превращается в дзикининки и промышляет каннибализмом. Отшельник просит у священника, чтобы тот молитвой освободил его от столь ужасного наказания.
Амарок — великий волк-охотник
Волки фигурируют не только в европейских сказаниях об оборотнях. У инуитов, относящихся к эскимосам коренных жителей Северной Америки, есть своя легенда о вполне конкретном волке, который размерами, силой и умом превосходит всех своих сородичей. Его название «амарок» означает одновременно и «волк», и «дух волка». Главная особенность амарока, согласно инуитским преданиям, состоит в том, что он охотится не в стае, а в одиночку.

Public Domain
Жертвами амарока обычно становятся не отбившиеся от стаи старые или больные животные, а самоуверенные вооруженные люди, которые отправляются на охоту ночью. Миф об амароке почти наверняка сложился в далекой древности — еще в те времена, когда арктические регионы, где проживают инуиты, населял так называемый ужасный волк, предшественник современных волков, отличавшийся от них более крупными размерами и силой укуса.
В инуитских сказаниях амарок не всегда фигурирует в качестве злой силы.
Одна из легенд повествует о мальчике, которого соплеменники бросили, посчитав слишком слабым. Тот начал просить богов дать ему силы выжить. Амарок спас мальчика и каждый день сражался с ним, чтобы тот окреп. Когда мальчик набрался сил, он смог в одиночку убить трех медведей и стал героем своего племени. В другой версии этой истории, когда слабый мальчик начал молиться, амарок явился и хвостом ударил его так сильно, что тот упал, а из его тела вылетело несколько костей. Волк объяснил, что кости мешали ему расти. Вскоре после этого мальчик действительно стал сильнее и добился всеобщего уважения.
Мара — демон сонного паралича
Пожалуй, самое известное ночное сверхъестественное создание — это мара, демон или злой дух из славянской и германской мифологии, который является в темное время суток, садится жертве на грудь и мешает ей дышать, вызывая тем самым дурные сны. В русских сказаниях маре приписывают способность не только портить людям сон, но и вызывать помутнение рассудка. Из-за этого про людей, которые странно себя вели, начали говорить, что их «мара водит». Считалось, что мара выглядит либо как женщина с длинными волосами, либо как косматое чудовище. По преданию, ей достаточно встать ночью под окнами у человека и дунуть в его сторону, чтобы тот наутро почувствовал себя плохо.

Detroit Institute of Arts
Мифы, объясняющие сонный паралич, есть не только в славянских и германских странах. Описания существ, похожих на мару, встречаются в фольклоре даже на других континентах. Например, у кхмеров, составляющих основное население Камбоджи, есть присказка: «Призрак давит тебе на грудь».
В конце XX века американские сомнологи обратили внимание на аномально высокий процент страдающих от сонного паралича среди выходцев из Юго-Восточной Азии.
Часто это оказывалось связано с тем, что иммигранты из этого региона побывали в лагерях смерти Красных кхмеров. Некоторые пациенты, описывая опыт сонного паралича, рассказывали о том, что видели фигуру в форме надзирателя.
Но даже это не могло объяснить странный случай, когда в начале 1980-х во сне умерли более 100 здоровых мужчин из этнической группы хмонгов, населяющих Китай, Вьетнам, Лаос и Таиланд. Один из ученых, пытавшихся разобраться в этой загадке, пришел к выводу, что мужчины скончались из-за суеверий. Почти все они верили в аналог мары, поэтому, испытав сонный паралич, решили, что стали жертвами демона. Это осознание вогнало едва проснувшихся людей в состояние такого ужаса, что их сердца остановились.