Существует верный способ воздействовать на сознание масс таким образом, что казавшееся еще вчера немыслимым по этическим или каким-то иным соображениям, завтра становится общепринятой нормой. Порядок действий известен и довольно прост.
Первым эту политическую технологию описал в 90-х годах прошлого века американский юрист Джозеф Овертон. С ее помощью можно расширить границы нормы. А если очень захочется, то даже сделать ненормальное нормальным, и наоборот. Проще говоря: существует нечто, чего никому нельзя делать с любой точки зрения. Но появляется коллектив единомышленников, который очень хочет это запретное делать. И тогда он открывает окно Овертона.
Сам механизм несложный, как все гениальное. Когда хотят наглядно объяснить его действие, обычно берут для примера что-то шокирующее нашу нравственность. Но можно обойтись без этого и представить себе более мягкую ситуацию. Допустим, всем-всем-всем известно, что брать чужое без спросу, а тем паче отнимать силой, нельзя. Так же, как нельзя входить без приглашения в чужой дом и устраиваться там жить. Ну, и тому подобное. Но вот появляется группа граждан, решившая мирным путем полностью отменить частную собственность. То есть закрепить на законодательном уровне право каждого взять у кого угодно что угодно — бумажник, машину, дом — и считать это своим. Сейчас для нас такое положение вещей немыслимо, но если пропустить наше сознание через окно Овертона, то его (положение вещей) легко можно будет узаконить. Вот как это делается.

Central Press / Getty Images
От немыслимого к просто неприемлемому
Для начала об этом заводят разговор. Берут несколько интервью у ученых. Пусть они вспомнят Томмазо Кампанеллу и его «Город Солнца» и намекнут, что ничего дикого в самой идее нет, мол, видите, уважаемый человек уже об этом писал. Параллельно на сцену выводят радикальное объединение «Ультраобобществитель». Высказывания его идеологов тоже должны широко цитироваться. Это как бы нижняя граница допустимого. На ее фоне идеи Кампанеллы будут казаться пушистыми.
Результат: немыслимое перестает быть таким уж немыслимым. Оно все еще остается для большинства неприемлемым, но в отношении к нему уже появляется неоднозначность.
От неприемлемого к возможному
Продолжают широко обсуждать тему. На тех, кто отказывается от диспута или занимает в нем непримиримую однобокую позицию, постепенно навешивают ярлыки: ханжа, ретроград. Идее придумывают новое имя. Скажем, анпозесинг («невладение», от англ. possess). Но вскоре его заменяют на что-то не отрицательное, а утвердительное. Допустим: джойнтинг («обобществление», от англ. joint). Смена имени необходима, чтобы максимально дистанцироваться от того, что когда-то считалось немыслимым и связано с дурными прецедентами. При этом из всемирной истории следует активно выуживать позитивные примеры предвестников джойтинга.
Задача: доказать, что приверженцы нового течения были, есть и будут, их не надо преследовать по закону.
От возможного к рациональному
Пора убедить всех, что джойтинг — естественное состояние человека: «Жадничать плохо. Стяжательство грех. Доставь радость ближнему. Потребление — путь к закату. Спаси соседа от излишеств. Подумай, может, твой дом нужнее другому». И тому подобное. На этом этапе четко обозначают полюса: воинствующие сторонники и воинствующие противники. Посередине (на территории разума, прогресса, прав человека и т. п.) находятся, разумеется, самые что ни на есть активные сторонники, но на фоне придуманных ими же левых радикалов (над которыми принято снисходительно посмеиваться) они выглядят нормальными людьми. А действительно нормальных автоматически причисляют к правым. Поэтому единственный выход для нормального человека — примкнуть к середнякам (по факту — активным сторонникам) и стать хотя бы несопротивляющимся.
Результат: гражданская позиция сторонников джойтинга начинает вызывать уважение.
От рационального к популярному
Теперь следует снимать про джойтеров кино и писать о них книги, выводить на эстраду, посвящать им ток-шоу. И разумеется, активно выявлять таких не только среди современных селебрити, но и вытаскивать симпатичных персонажей из глубины веков. Непременно должны звучать истории про несправедливое притеснение и мученические подвиги тех, кто, возможно, даже не подозревал, что он истинный джойтер.
Апофеоз этапа: заявить во весь голос — пора легализовать.
От популярного к актуальной политике
Лобби выдвигают законопроекты, соцопросы подтверждают необходимость их принять, участники предвыборных гонок включают положительное решение проблемы в топ-5 своей программы.
Всё, окно захлопнуто, уже никто никуда не денется.