213 дорог «Города 312»

Летом 2025 года в повторный прокат вышел «Питер ФМ» — причем с такой рекламной кампанией, о которой многие премьеры могут лишь мечтать. Главная песня саундтрека — «Вне зоны доступа». Ее авторы — группа «Город 312», сегодня она переживает второе рождение на волне ностальгии, интереса к нулевым и добрым песням вне трендов. 30 августа на сцене ЧТИВО ФЕСТА музыканты исполнят свои хиты, которые многие помнят наизусть. 

История музыкантов из группы «Город 312» похожа на чудесную сказку из кинофильма: переехали из Бишкека в Москву и сами, без связей и денег, прорвались к миллионам слушателей. Уже через несколько лет они были во всех радиоприемниках и дисковых накопителях. Наверное, за стеной радиоэфира никто из слушателей не мог представить, что исполнители популярной песни прошли огромный путь, прежде чем попасть в ротацию.

Владимир Федоренко / РИА Новости

В начале 2000-х Бишкек был не музыкальной столицей, а просто городом, где мечты сталкивались с реальностью. Там, в студенческой тусовке, пересеклись будущие участники группы: Светлана Назаренко (Ая), Дмитрий Притула (Дим), Леонид Притула (Леон). Они вместе играли, переписывались в ICQ (откуда и имена), пробовали себя в самых разных жанрах, исполняли в ресторанах Бишкека песни собственного и чужого сочинения. Обычный репертуар кавер-бэнда.

Но довольно быстро стало понятно, что для серьезной карьеры нужно ехать в Москву. У группы начался долгий и тяжелый путь длиной в несколько лет, когда ребята мотались между городами, пытаясь записать первый альбом, живя на съемных квартирах и быстрозавариваемой лапше. Репетировали там, где ели, спали там, где репетировали. Они до сих пор благодарны добрым соседям, которые не стучали по батареям. Так был записан первый демоальбом.

Он назывался «213 дорог». Это анаграмма: если перевернуть «Город 312», получится как раз «213 дорог» — музыкальный ребус. Записывали за собственные деньги, выпустили тоже сами, крохотным тиражом, в основном для того, чтобы раздавать диски продюсерам и лейблам. Альбом почти не замечен широкой публикой, хотя там уже были основные бэнгеры — «Останусь» и «Вне зоны доступа».

Это поразительный сюжет: альбом, который через несколько лет стал главным музыкальным событием, в своей первой версии был отвергнут редакторами телеканалов и радиостанций. Причина стандартная: «Неформат». Однако именно эти отвергнутые песни через несколько лет появились на тех же самых радиостанциях в жесткой ротации. Это история о невнимательности и приверженности стереотипам. 

«Люди не поймут, ведь такую музыку никто не слушает», — вспоминает Ая типичную рецензию от музыкальных гуру на раннем этапе карьеры.

Оно и ясно — «Город 312» писал вне жанра. С одной стороны, классическая эстрада, с почти академическим вокалом. С другой, рок в формате фестиваля «Нашествие». Но для рокеров слишком сентиментально. Многим казалось, что это «ни туда, ни сюда», группа была ни на кого не похожа.

После нескольких лет грустных попыток проложить путь своей музыке свершилось важное событие. «Город 312» услышал человек, который и определил ее дальнейшую судьбу. Он принял решение самостоятельно и без оглядки на жанр. На одном из барных концертов оказался продюсер Real Records Андрей Лукинов, после выступления он подошел к ребятам и спросил: «Альбом есть? Материал? Демо?» — «Есть, вот диск». Отдали демо и ничего особо не ждали.

Через несколько месяцев группу пригласили в Real Records подписать контракт. Это было чудо.

Год спустя «Город 312» переписали альбом с нуля — уже в московской студии, с участием продюсера Андрея Зуева, автора хита «Посмотри в глаза». И тут случилось все сразу: альбом прогремел, клипы попали на телеканалы, песни — в важные саундтреки, а сама группа — в плееры десятков миллионов слушателей. Так началась мгновенная и большая слава.

Кадр из фильма «Питер FM»,

2003

Гемини

Песня «Вне зоны доступа» — их первый настоящий хит. В ней все сошлось: и модная тогда метафора мобильника как символа отчуждения, и тяжесть в груди после оборвавшейся связи во всех смыслах этого слова. Саундтрек к фильму «Питер FM» в 2006 году закрепил успех. История про девушку-радиоведущую и архитектора, которые никак не могут встретиться, мгновенно стала классикой и как будто новой вариацией «Июльского дождя».

И фильм, и песня зафиксировали мифологический образ времени: город, наполненный музыкой, случайными знакомствами, прогулками за полночь, и с доброй радиостанцией, которой в реальности никогда не существовало.

Кадр из фильма «Дневной дозор»,

2006

Гемини

Другая известная песня группы — «Останусь». История ее появления — почти киносценарий: композитор Валерий Стронский дал группе демоверсию своей песни в надежде на сотрудничество. Музыканты переписали текст, мелодию и превратили ее в собственную лирическую балладу. Стронский, по слухам, обиделся, но авторство сохранили — из уважения. «Останусь» стала саундтреком к «Дневному дозору» в том же 2006 году и прозвучала в одном из самых ярких моментов фильма. 

«Город 312» никогда не стеснялись быть понятными. Их песни эмоциональны, открыты и по-хорошему старомодны — как фильм, который уютно состаривается и который хочется пересматривать спустя 20 лет.