5 сборников эссе

Эссеистика — прискорбно непопулярный жанр (особенно на фоне той же беллетристики). А зря. Иной текст на пару страниц может оставить такой же след, как целый гениальный роман. Ведущий литературного подкаста «Плотные бонвиваны» Олег Вознесенский собрал 5 сборников — для любителей жанра и тех, кто лишь начинает с ним знакомство.

Laterna Magica
Ингмар Бергман, 2019

АСТ

Laterna Magica
Ингмар Бергман, 2019

Почитатели кинематографа обычно покупают книги о режиссерах, чтобы узнать тайны съемочного процесса, а то и «жареные» факты о кошмарных переживаниях группы во время работы. Ингмар пошел другой тропой. Это откровенное произведение умного и проницательного человека, рассказывающего о «внутренних» перипетиях, которые коварно поджидают любого режиссера.

Читателю предстоит путешествие по всему миру вместе с маленьким, противным и вечно волнующимся гением через его становление как постановщика пьес и режиссера. 

Однако книга не скатывается в автобиографию: Ингмар по большей части рассказывает о себе и проблемах, тревоживших его всю жизнь.

После прочтения непременно захочется пересмотреть его фильмы. Потому что станет понятно, насколько Бергман был сложным, противоречивым, но бесконечно преданным своему делу человеком. Он любил свою аудиторию, боялся корректоров и редакторов, не спал ночами, срывался на близких, плакал перед спектаклями и молился за успех постановок. И написал он об этом прекрасно — с иронией и самокритикой.

«Магия книги»
Герман Гессе, 2018

Лимбус Пресс

«Магия книги»
Герман Гессе, 2018

Гессе выделяется среди маститых классиков тем, что при всех своих выдающихся талантах не стеснялся оставаться любознательным и признавать собственные слабости. Пока его коллеги по цеху упражнялись в неподъемных томах, жонглируя жанрами и словом, Гессе создал лаконичную «Игру в бисер» — произведение так виртуозно подцепившее интеллектуалов, что до сих пор ярко горит в памяти читателей смелыми концепциями.

При этом Гессе не чурался и краткой формы: его рассказы не потеряли актуальности и прекрасно читаются в XXI веке. Но главное, с годами писатель становился более благодушным по отношению ко всем формам литературы.

Сам автор проповедовал простой принцип: «Если тебе понравилось то, что написал, — пиши и не стесняйся». Как результат этого принятия: здесь собраны одни из самых душевных и зрелых размышлений о литературе.

Казалось бы, со своими заслугами Гессе мог обрушить на читателя заумные рассуждения о мироздании. Однако его очерки просто и убедительно показывают преимущества разных литературных школ. И кто знает — возможно, после прочтения аудитория всерьез заинтересуется теми книгами, которые так вдохновенно расхваливает Гессе.

«Думая вслух. Семь вечеров»
Хорхе Луис Борхес, 2022

КоЛибри

«Думая вслух. Семь вечеров»
Хорхе Луис Борхес, 2022

Однажды университет Бельграно в Буэнос-Айресе пригласил Борхеса провести несколько лекций, предоставив ему полную свободу в выборе предметов (и тем самым еще больше раззадорив публику). Беседы имели такой успех, что их издали в виде двух отдельных томов эссе: «Думая вслух» и «Семь вечеров».

Как пишет сам писатель: «Я выбрал темы, к которым меня приспособило время». Они и вправду очень в его духе: книга, бессмертие, буддизм, каббала, кошмар, «Тысяча и одна ночь», слепота. Особенно интересна последняя: Борхес сам потерял зрение, но нашел в себе мужество исследовать этот процесс, бросить ему вызов и даже использовать в своем творчестве.

Книга, несмотря на сложность тем, «легкая», «просторная». Сказывается тот факт, что все в ней было произнесено вслух перед реальными людьми. А Борхес с его фантастической скромностью выстроил беседу так, словно пытается рассказать о видениях Сведенборга и кошмарах из скандинавских саг булочнику или заглянувшему в гости родственнику. Удивительно, как он одновременно сохранил загадочность слепого архивариуса и добродушие старого дядюшки, который просто рад, что его навестили друзья.

«Звук»
Мишель Шион, 2021

Новое литературное обозрение

«Звук»
Мишель Шион, 2021

Одно из ключевых чувств человека — слух. Мы берем наушники, колонки и прочие игрушки для того, чтобы воспроизводить «мертвый» звук лучше, чем он есть в реальности. Но что же такого особенного в звуке? На этот вопрос отвечает сборник эссе Мишеля Шиона.

Он теоретик кино и звука, ученик композитора Пьера Шеффера и один из первых исследователей звуковой фактуры в кинематографе. Предметом книги выступает не музыка и не саундтреки фильмов или иные формы аудиального, но звук как таковой. 

Читатель узнает о физических параметрах волны, истории исследования всевозможных воздушных колебаний, а также о том, чем звук стал в современном мире. 

Шион отлично знает свой предмет и поблажек не дает, поэтому, читая его сборник, необходимо возвращаться к предыдущим главам, чтобы синхронизировать полученные знания. Но если вы любите такое и вам интересен антропологический аспект звука, то эта книга вас не разочарует.

«Избранные эссе» (18+)
Дэвид Фостер Уоллес, 2023

Рама Паблишинг

«Избранные эссе» (18+)
Дэвид Фостер Уоллес, 2023

Сейчас многие переводят замысловатые романы. За несколько лет крупные издательства наводнили рынок кирпичами постмодернпанка, аудитория радостно обсуждает в книжном болоте, как читать Пинчона, Франзена, Мура и прочих птеродактилей. Дэвид выгодно отличается от сонма этих писателей. Оттачивая свои навыки в «сложных» романах, Уоллес публиковал еще и эссе, где поднимал простые темы, вроде бы изученные и не нуждающиеся в объяснениях.

В сборнике есть классические статьи о книгах и фильмах. Но Дэвид известен умением описывать бытовые вещи через призму своего инфернального видения.

Особенно выделяются заметки о дне омара в штате Мэн, а также о путешествии на лайнере, где приглашенный интроверт выдал худшую рекламную кампанию круизному бизнесу.

Отдельно стоит отметить речь перед выпускниками колледжа Кеньон о важности рутины в человеческой жизни. Уоллес не стремится к диалогу с читателем (как тот же Баллард), но несколько отвлеченно дает пищу для размышлений.