Девушка с талией 48 сантиметров, стоящая между слонами, стала символом эпохи — и первой супермоделью в истории. Но за кадром, который сам фотограф считал неудачным, а мир признал шедевром, скрывается путь модели — от пика славы до забвения во флоридской пиццерии.

Richard Avedon / Phaidon Press Limited / Legion Media
21 августа 1955 года в парижском Зимнем цирке Ричард Аведон сделал снимок, который позже назовут одной из самых знаменитых фотографий в истории Harper’s Bazaar. Тридцатидвухлетний фотограф-новатор, уже известный и высокооплачиваемый, предпочитал необычные локации. В свое время он снимал для Vogue, Harper’s Bazaar и Life.
Впервые «Довима со слонами» появилась в сентябрьском номере Harper’s Bazaar 1955 года. На модели — черное платье от Christian Dior, сшитое 19-летним ассистентом кутюрье — Ивом Сен-Лораном (кстати, для него это был дебют). Довима стояла между двумя цирковыми слонами в цепях. Фотограф сыграл на контрасте — белоснежные лицо и руки женщины, угольно-черное платье против серой кожи слонов.
Среди интерпретаций снимка популярна версия о скоротечности жизни: хрупкая молодость модели на фоне морщинистых животных.
Существует и политическая трактовка: девушка как символ колониализма, а слоны в цепях — олицетворение угнетенных народов. Но модель не так уж вольна: она следует указаниям фотографа и заказчика, а огромный белый пояс аллегорически приковывает ее к полу, словно цепи — слонов.
Есть версия, отсылающая к юности Аведона: попытка запечатлеть трагическую красоту, оттененную мощью животных. Возможно, это навеяно воспоминаниями о сестре Луизе, его первой музе, которая сошла с ума. Еще вариант: архетип красавицы с чудовищем или богини, покоряющей зверей.
Аведон остался недоволен работой.
Он не включил фотографию в «Автобиографию» и сокрушался, что на съемке не было вентилятора — он хотел, чтобы пояс платья развевался. Но как бы то ни было, оригинал «Довимы» теперь входит в постоянную экспозицию Музея современного искусства в Нью-Йорке. А для ретроспективной выставки Аведона в Метрополитен-музее в 1978 году изготовили увеличенную копию этого кадра, специально предназначенную для публичного показа. В ноябре 2010-го ее продали на аукционе Christie’s за 1,15 миллиона долларов. Так «Довима со слонами» заняла 14-е место среди самых дорогих фотографий мира.
Довима, напротив, вспоминала съемку тепло. «Я знала, чего он хочет, еще до того, как он успевал объяснить. Он просил экстраординарное, но я ему доверяла — в итоге получалось замечательно, — говорила она. — Когда мы наконец закончили, мне казалось, что слоны — мои друзья. Мы синхронно раскачивались».
В свои 27 лет она была на пике карьеры: самая высокооплачиваемая звезда Vogue, первая модель с приставкой «супер», воплощение элегантности, роскоши и аристократической отстраненности. Она идеально работала на камеру, это сделало ее находкой для Аведона.
Ее настоящее имя — Дороти Вирджиния Маргарет Джуба. Псевдоним До-ви-ма появился в 10 лет.
Девочка сложила первые две буквы каждого имени. В детстве у нее диагностировали ревматизм, многие годы она провела дома в постели. Довима стала ее придуманной подругой, а позже — сценическим именем.
В 18 лет Дороти устроилась продавщицей в кондитерский магазин на Пятой авеню, где ее заметил редактор Vogue и пригласил на съемку в журнал. Карьера развивалась стремительно — вскоре она попала к легендарному Ирвину Пенну. А в дальнейшем работала и с другими культовыми фотографами. Ее, обладательницу самой тонкой талии в мире, считали изысканной и аристократичной.
Довима была грациозной, но вовсе не аристократкой.
Болезненная девочка много пропускала школу, и пробелы в образовании позже часто становились поводом для насмешек. Да и благородная холодность ее образов имела довольно прозаичное объяснение — на ранних снимках она не улыбалась просто потому, что стеснялась сломанного в детстве переднего зуба.
Все доходы получали мужья. Первый союз оказался неудачным, второй и вовсе стоил ей профессии: муж требовал, чтобы она работала не меньше, чем за 75 долларов за час, — сумма была запредельной для 1950-х и ее просто перестали приглашать на съемки.
В итоге модельную карьеру Довима завершила в 1962 году в возрасте 35 лет. После этого пробовала силы в актерстве и на телевидении в роли ведущей, но заметных достижений не было. Пыталась открыть собственное модельное агентство, однако бизнес не пошел.
В середине 1980-х экс-звезда встречала гостей в пиццерии Two Guys Pizza во Флориде. На стене заведения красовалась репродукция «Довимы со слонами». Третий брак с барменом из тех краев подарил покой и счастье. Правда, недолгое. Она пережила мужа на четыре года и ушла из жизни в одиночестве в 1990-м, имея всего 100 долларов личных сбережений.







