Побережье у Читтагонга в Бангладеш — зрелище постапокалиптическое. Сотни ржавых судов колоссальных размеров облеплены людьми в футболках, шортах и сандалиях. С примитивными инструментами они ползают на огромной высоте без всякой страховки, отрывая куски от этих гигантов. Для кого-то это ад, для кого-то — единственная возможность заработать. Для Бангладеш — это один из немногих источников дохода, которые держат страну на плаву.
Все началось в 1960 году с катастрофы: здесь потерпело крушение греческое судно Alpine. Вскоре та же судьба постигла пакистанский корабль Al Abbas, но уже не по воле стихии, а из-за гражданской войны. Отчаянная нужда, бесстрашие и смекалка местных рабочих быстро сделали Читтагонг всемирно известной свалкой. Единственное, что с тех пор пошатнуло ее статус, — рост других похожих промыслов: Аланг в Индии, верфи в пакистанском Гадани и турецком Алиаге.

Munir Uz Zaman / AFP / East News
Верфь по разборке судов в Читтагонге — самое большое кладбище кораблей в мире. Когда-то здесь трудились 200 000 человек, сейчас — всего 25 000.

Jonas Gratzer / Getty Images
Тем не менее до недавнего времени она оставалась крупнейшим подобным предприятием на планете (несколько лет назад ее обогнала верфь в индийском Аланге). Ежегодно здесь разбирают по 250 судов. Кроме остовов кораблей, выглядящих инфернально, округа завалена горами листового железа, километрами кабелей, миллионами заклепок и болтов.

Public Domain
Условия труда ужасающие. Рабочие (многие из которых дети) получают всего доллар в день. Никаких касок и почти никакой страховки во время работы на высоте.

Public Domain
Трудяг часто бьет током, они вдыхают токсичные пары и асбестовую пыль, топливо нередко загорается или взрывается. К тому же падающие обломки в любой момент могут раздавить стоящего внизу. Но всех это устраивает. Местные довольны хоть какому-то заработку. Международные корпорации имеют огромные прибыли за счет почти бесплатного труда.

Jonas Gratzer / Getty Images
Бангладеш получает с верфи больше половины всей стали, производимой в стране. Фактически это самое «успешное» предприятие государства.

Public Domain
Так что, несмотря на требования Greenpeace и всевозможных правозащитных организаций, верфь будет существовать и дальше. Любопытно, что когда-то это кладбище кораблей было туристическим объектом. Но сейчас поездки сюда под запретом — здесь оказалось слишком опасно даже для зевак.