Не имеющий аналогов в мире вращающийся судоподъемник был построен в честь наступления нового тысячелетия и затмил своим техническим и архитектурным совершенством все сооружения, возведенные по этому поводу.

К началу нового тысячелетия мир зашевелился. Всем захотелось отметить это событие на высшем уровне. Одна за другой стали вырастать миллениум-тауэры. В Лондоне появились «Купол тысячелетия», «Колесо тысячелетия» и Мост тысячелетия. Шотландцам непременно надо было чем-то ответить чопорным соседям. И они надумали воскресить судоходство от Эдинбурга до Глазго и дальше в море. Разумеется, возвращаться к шлюзам, как это было в канале, засыпанном в 1933 году, они не планировали. Хотя лучшего решения пока никто не придумал. Никто, кроме шотландцев. Они не просто нашли новый способ, но и, фигурально говоря, воткнули шпильку в самое «Око Лондона», то есть сделали на воде «чертово колесо». Даже черта с два колесо: выглядящее как два кельтских топора.
Фолкеркское колесо — первый и пока единственный в мире вращающийся судоподъемник.
Свое название сооружение получило не по фамилии изобретателя, а по ближайшему населенному пункту — Фолкерк. Выглядит это так: сверху канал, переходящий в акведук, и снизу канал, между ними на 100-метровой оси вращаются «два топора». Общая высота сооружения 35 метров. Там, где у кельтских топоров находится рубящая часть, у колеса — две ванны длиной 21,33 метра, шириной 6 метров. Торцевые, то есть короткие, стенки у ванн опускаются и поднимаются. В поднятом положении они соединяются с длинными стенками абсолютно герметично.

Работает это так. Исходное положение: «топоры» находятся вертикально. Противоположные стенки ванн, направленные в сторону своих каналов, опущены. Из верхнего и нижнего канала в ванны заходят суда. Стенки ванны за ними закрываются, и топоры делают пол-оборота. Таким образом, судно из верхнего канала оказывается в нижнем, а из нижнего — в верхнем. Стенки ванн, выходящие в каналы, открываются, суда продолжают путь на новом уровне. Цикл длится 5 минут (вместо трех с лишним часов).


Человек, знакомый с физикой, сразу задаст вопрос: а если сверху в ванну зайдет моторная лодка, а снизу круизный лайнер? Но через минуту сам же на него ответит: если тело не тонет в воде, а плавает, то оно весит столько, сколько вытеснило воды. То есть вес ванн остается прежним. Благодаря системе шестерней за 5 минут поворота «топоры» тратят 1,5 кВт электроэнергии — меньше, чем двухлитровый электрочайник за час работы. По легенде, схемы зубчатых передач были смоделированы ведущим архитектором проекта Тони Кеттлом с помощью Lego его 8-летней дочери.
В 2003 году Королевское Эдинбургское общество назвало сооружение лучшей оригинальной работой в области дизайна. С 2007-го Фолкеркское колесо изображается на лицевой стороне новой серии 50-фунтовых банкнот, выпущенных Банком Шотландии.
Фото и видео:
Public Domain