Курьезные монументы — это как случайная татуировка, сделанная по молодости: нелепо, но уже факт биографии. Кто-то спроектировал и сваял, кто-то поставил, а кто-то утвердил — и теперь это часть городской среды, и ее невозможно обойти. Вспомним те, которыми славится Москва.
Памятник Петру I на Крымской набережной, 1997

Михаил Терещенко / ТАСС
Инициатор этого проекта — мэр Лужков, автор — скульптор Зураб Церетели. Монумент высотой 98 метров задумывался как дань 300-летию российского флота. Но получился странный гибрид: Петр больше похож на Христофора Колумба на барже. Ходили слухи, что изначально то был монумент первооткрывателю Америки, но ему не нашли покупателей за рубежом и решили переделать в русского царя. Горожане прозвали его «Колумбом с царской головой» и даже требовали перенести в Петербург. Однако ни митинги, ни публичная критика не помогли — монумент остался как символ несуразной грандиозности.
«Лужков-дворник», 2002


Павел Лисицын / РИА Новости (2)
Бронзовая фигура мэра с метлой и фартуком должна была подчеркнуть две вещи. Во-первых, важность градоначальника в деле облагораживания города. Во-вторых, ненарочитую близость к народу. На деле памятник вызвал лишь насмешки — уж очень комичной получилась композиция. После ухода Лужкова фигура исчезла со двора Московского музея современного искусства на Петровке и переместилась в музей Церетели. Но городская байка о том, как однажды мэр вышел подметать Москву, а за это его отлили в бронзе, осталась.
Памятник Шолохову на Гоголевском бульваре, 2007

Юрий Машков / ТАСС
Если смотреть со стороны, прозвище «Лошади без тела» кажется странным. Вот Шолохов, вот лодка, а где же кони? Но если приглядеться… Изначально монумент задумывался как динамичная композиция с фонтаном: табун переплывает метафорический Дон. Но после поломки все превратилось в абсурдное зрелище. Из гранита торчат лишь лошадиные головы, будто здесь прошлась итальянская мафия из «Крестного отца». Шолохов в лодке теперь кажется рыбаком, которого выбросило на мель, а высохший фонтан стал наглядным пособием по коммунальным неурядицам.
Композиция «Клоуны» перед цирком Никулина, 2002

Public Domain

ТАСС
С художественной точки зрения эта бронзовая композиция на Цветном бульваре не вызывает вопросов. Фигуры клоунов — один на одноколесном велосипеде, другой вываливается из чемодана, остальные резвятся вокруг — символизируют парадоксальность и поэтику цирка. Автор — уже упомянутый Зураб Церетели. Торжественное открытие скульптурной группы состоялось в 2002 году, но именно с этой датой случился казус: на входящем в композицию громадном бронзовом чемодане красуется подпись «Церетели 2004», дата на 2 года позже открытия проекта для зрителей. Очевидно, это был запланированный срок сдачи работы. Но получилось так, словно памятник прибыл из будущего. Мелочь, но москвичи ее не забыли: путаница стала городским анекдотом.
«Памятник ерунде», 2011

Public Domain
Этот дольмен абсурдизма стоит во дворе во 2-м Новоподмосковном переулке. По сути это просто валун, который украсили цветами, — без подписи, без контекста. Горожане окрестили его «Памятником ерунде», и со временем он стал местной достопримечательностью. Сюда даже приезжают туристы, чтобы посмотреть на этот символ бессмысленной, но уютной абстракции, бросить монеты к его основанию, загадать желание и сфотографироваться.