Из Самайна в Хеллоуин: страх как ходовой товар

Ирландские холмы, где ночью горели костры, сменились крылечками Бостона, где тыквы ухмыляются в темноте. За несколько столетий праздник урожая переродился до неузнаваемости. 

Historic Photo Archive / Getty Images

Кельты в Ирландии делили год на светлую и темную половины. Самайн, ночь с 31 октября на 1 ноября, отмечал конец сбора урожая и начало зимы. Название означало «конец лета». Друиды жгли костры, гадали по трещинам костей скота. Люди прыгали через огонь, чтобы очиститься перед зимой, прогоняли скот сквозь костры, чтобы тот пережил холода. А еще в это время открывалась щель между мирами, когда души предков приходили к семейному очагу, но за ними также крались демоны и норовили утащить хлеб или жизнь.

Library of Congress (2)


В деревнях ставили пустые стулья для мертвых, пили эль, пекли лепешки. Мужчины мазали лица сажей, надевали волчьи шкуры, чтобы духи приняли их за своих. Женщины плели венки из рябины, заговаривали зерно, чтобы не сгнило. Дети шептались о банши, чей вой в ночи сулил смерть. 

Самайн был игрой (или даже сделкой) с тьмой, где костры и маски создавали иллюзию власти над страхом.

Затем в Ирландию пришло христианство, и церковь решила переделать Самайн. В 601 году папа Григорий I велел миссионерам не ломать языческие обычаи, а присваивать их. В 609 году папа Бонифаций IV учредил День всех святых 13 мая, но в 731–741 годах Григорий III перенес его на 1 ноября, чтобы закрыть Самайн. Ночь перед праздником назвали All Hallows' Evening — канун Дня всех святых. Так костры стали гореть для святых, а маски — отпугивать дьявола. К XVI веку All Hallows' Evening сократилось до Halloween.

José Antonio Gil Martínez

Museum of Country Life

В Новой Англии XVII века, где уже обосновались колонисты, Хеллоуин стал мрачнее из-за салемских ведьм. В 1692-м в Салеме повесили 19 человек за «колдовство» — в основном женщин. Спустя годы американцы, любившие мистические байки, связали эти истории с Хеллоуином, потому что праздник уже ассоциировался с мистикой и страхом. Черные кошки, которых в Салеме звали фамильярами, прижились как один из символов Хеллоуина. Например, в 1800-х вешали кошачьи фигурки над дверями, чтоб отпугнуть духов.

Великий голод 1845–1849 годов погнал в Америку и ирландцев. Они привезли с собой обычай вырезать из репы рожи, выскребать у нее сердцевину и класть внутрь тлеющие угли или ставить свечку, чтобы отпугнуть Джека. Скупой Джек — ирландская легенда о пьянице, дважды обманувшем дьявола: сначала выманил деньги, потом запер его в дереве с помощью креста.

Дьявол проклял Джека, дал ему светильник из репы с углями и обрек на вечное скитание.

Обычай очень понравился американцам, только они заменили репу тыквой. Взрослые и дети состязались, у кого вырезанная из овоща рожа страшнее. И действительно, некоторые были настолько ужасны, что пугали лошадей. К концу XIX века дети придумали в этот праздник наряжаться в простыни, изображая призраков. В таком виде они стучали в двери и выпрашивали сладости.

Library of Congress (2)

В 1920-х в Америке ночь на 1 ноября стала ночью беспорядков. Подростки поджигали заборы, разбивали окна, без повода звонили в экстренные службы, мазали краской стены. Они требовали у горожан деньги или еду, угрожая в случае отказа сделать «гадость». Это стало прототипом традиции под названием «сладость или гадость».

В годы Великой депрессии подобные детские проказы были способом выплеснуть злость на мир взрослых.

Кинематограф подлил масла в огонь: в 1931-м фильм «Дракула» с Белой Лугоши сделал модными вампиров, а «Франкенштейн» с Борисом Карлоффом — монстров. Компания Ben Cooper штамповала маски по мотивам этих фильмов, и к 1940-м дети стали надевать их накануне Дня всех святых (те, кто мог себе это позволить).

Woodruff House in Ohio

После Второй мировой, в 1950-х, экономический бум и телевидение вознесли Хеллоуин на пьедестал. Мультфильм «Это Огромная Тыква, Чарли Браун» 1966 года превратил тыкву и фразу «кошелек или жизнь» в символы детства. Продавцы конфет в последние дни октября делали чуть ли не месячную выручку. Например, Hershey и Mars в 1980-х зарабатывали по $ 2 млрд в год, и более 70 % этой суммы получали в октябре. Страх стал ходовым товаром, а Хеллоуин, начинавшийся как сезонный праздник Самайн, утонул в сахаре, поп-корне и пластиковых масках для детей.