Серверное сияние

Под разговоры о том, что блогеры вот-вот уничтожат телевидение, произошло ровно обратное: платформы ворвались в сеть и сделали из нее один большой телеканал. Как и почему — рассказывает Евгений Гуцал, диджитал-эксперт и автор книги «История российского видеоблогинга».

Пять лет назад было модно говорить, что YouTube — новый телек. Никто и не думал, как далеко нас могут завести эти сравнения. И вот 2024 год, телевизор победил Ютубчик, и в телевизор же превратились наши заменители — Rutube и VK Видео. Да, по-прежнему какой-нибудь рилс может завируситься так, что соберет просмотров больше, чем любая передача на российском ТВ, но факт остается фактом: из интернета ушла жизнь, ютуберы коммерциализировались и измельчали, а платформы бесконечно генерят «проекты», которые спокойно могли бы встать в сетку любого федерального канала, и даже Влад А4 Бумага, ворвавшись в VK (и по некоторым данным, потеряв около 80 % просмотров после замедления YouTube), как будто уже не выглядит блогером, скорее ведущим детско-подростковой телепрограммы.

Соцсети и видеосервисы когда-то подарили нам новую цифровую эру, дав возможности для самовыражения миллионам россиян. Пока на телевизионной кнопке шли повторы одного и того же, замкнутого в кольцо, куча креаторов мечтала о серебряной и золотой кнопке YouTube, а интерактив с комментариями, донатами, стримами, реактами и видеоответами с одной стороны привлекали зрителей (я уж не говорю про отсутствие какой бы то ни было цензуры), с другой снижали порог входа для создания контента, когда буквально по щелчку пальцев ты мог стать блогером сам. Апофеозом всего этого безобразия стал TikTok, дарующий мгновенную популярность. И вот уже телевидение захотело воспользоваться этими плодами, приглашая новых героев в эфир, и именно эти герои давали толчок телевещанию. Речь не только про блогеров-ведущих или участников реалити, но и про покупку форматов. Когда-то РЕН ТВ первым купил «Нереальную политику», выходившую на Rutube, с Тиной Канделаки и Андреем Колесниковым. Потом была тьма похожих историй — кто только не. Неплохая иллюстрация из последнего: бывший корреспондент канала «Россия» Стас Натанзон стал тревел-блогером, и его блог купила Пятница. Стоит ли упоминать, что большое количество виральных тиктоков и рилсов — это как раз отрывки телешоу, от старой «Блондинки в шоколаде» до новых «Звезд в Африке», любая Юлия Высоцкая вам подтвердит.

Телепродюсеры же в свою очередь принесли в интернет большие деньги, существенно увеличив уровень качества производимых роликов. Блогеры пытались равняться — нанимали большие продакшены, чтобы снимать не просто видеоблоги, а настоящие, телевизионного качества шоу. Все были этому рады, пока от старых добрых social media не осталось примерно ничего.

Мы живем в удивительное время, когда медиапейзаж меняется каждый квартал, и мы вынуждены к этому адаптироваться. Нет, инфлюенсеры не вымрут, постоянно появляются новые имена, но так, как раньше, когда новое шоу от какого-нибудь интернет-креатора становилось инфоповодом, уже не будет. Тысячи шоу, которые делаются на российских платформах, сегодня словно зеркало того же федерального ТВ, большие хиты можно пересчитать по пальцам. Но кажется, это тоже временно, и мы достаточно скоро снова увидим, как видеосервисы дерутся с телеком — хочется написать «не на жизнь, а на смерть», но надеюсь, до этого не дойдет.