Это не просто страшилка, а кино, над которым, кажется, нависло проклятие: пожары, травмы, смерти, мистические происшествия. И все — во имя зрелища, по сей день заставляющего публику терять сознание.

Режиссер Уильям Фридкин и сценарист Уильям Питер Блэтти планировали экранизацию одноименного романа 1971 года и в августе 1972 года съемки превратились в ночной кошмар. Сначала на площадке произошел мистический инцидент — пожар уничтожил почти весь дом Макнилов. Кроме комнаты, где происходил «экзорцизм». Она осталась нетронутой, словно заколдованная.
Дальше пошло по нарастающей. Эллен Бёрстин, сыгравшая Крис Макнил, мать главной героини, получила травму спины — и в итоге на всю жизнь осталась с хроническими болями. Линда Блэр (та самая Риган, одержимая дьяволом) тоже: девочка сломала позвоночник во время съемки сцены левитации — ее мучили боли и сколиоз на протяжении многих лет. От ударов и падений страдали и другие: электрик лишился большого пальца на руке, осветитель — на ноге, были травмы у операторов.
Мистические происшествия шли рука об руку с сюжетом фильма. Съемочная команда говорила о жуткой атмосфере, «темноте» на площадке, которая не рождалась спецэффектами, а словно жила своей жизнью.
Фридкин даже вызвал священника для освящения студии, чтобы успокоить группу.
Но на этом трагедии не закончились. За время производства умерли как минимум два человека: Джек Макгоурэн, сыгравший Берка Деннингса, и Василики Маляру (исполнила роль матери Дэмиена Карраса). Оба — еще до выхода фильма.
И да, фильм смотрели не как аттракцион. В кинозалах зрители валились в обмороки, испытывали тошноту, а некоторые сообщали о сердечных приступах и преждевременных родах во время сеансов. Он стал первым хоррором, номинированным на «Оскар» за лучший фильм, и получил две статуэтки (за адаптированный сценарий и звук). В прокате он обошел «Крестного отца» и стал самым кассовыми R-rated фильмом.
Легенда о проклятии «Изгоняющего дьявола» — не маркетинг, а результат последовательности жутких совпадений. В XX веке кинокритик Стэнли Кауфман называл его «единственным по-настоящему страшным фильмом» своего времени.
А сегодня это культовая хоррор-классика. Он сменил подход к визуализации религии, породил волну кино об экзорцизме и даже повлиял на практику черной мессы. Более того, спрос на ритуалы экзорцизма в реальной жизни вырос после премьеры в 1973 году.
Уильям Фридкин, закончив работу, сказал: «Я не верю в проклятия — но я видел, как они действуют».
И вряд ли имел в виду только сгоревшие декорации или смерти актеров. Один из самых жутких эпизодов фильма — сцена ангиографии, где Риган, обездвиженная и молчаливая, лежит под катетером, а врачи с ледяной отстраненностью проводят манипуляции с ее телом. В кадре на пару секунд появляется настоящий радиолог — Пол Бейтсон, с аккуратной бородкой и молоточком. Спустя несколько лет он предстанет перед судом за убийство 36-летнего журналиста Variety Эддисона Веррилла, а заодно станет фигурантом дела о серии расчлененных тел, которые находили в мешках по берегам Гудзона. Бейтсон признается лишь в одном убийстве, но его связи с другими останутся вероятными.
Эта история так поразила Фридкина, что он снимет о ней отдельное кино в 1980 году — «Разыскивающий». Интервью с Бейтсоном, тюремные записи, странное ощущение, что демон все еще сидит где-то в подворотне — все это перерастет в не менее мрачный фильм, уже без мистической одержимости дьяволом, но с ужасом повседневности. Ужасом, в котором зло оказывается не преувеличением и не фантазией сценаристов, а реальным человеком в халате.