Лоурайдеры — апофеоз автомобильного понта

Вы видели их в кино и клипах — прыгающие тачки, за рулем которых сидят латиноамериканские гангстеры или рэперы старой школы. Почти всегда это «батины» кабриолеты, переделанные для выпендрежа и нарочито медленной езды по району. А родилось все как остроумная находка двух мексиканских братьев-механиков.

Лоурайдер — направление в тюнинге, нацеленное не на увеличение скорости или управляемости автомобиля, а исключительно на внешние атрибуты и эпатажность. Такие машины проще всего опознать по гидравлической подвеске, которая позволяет подбрасывать тачку в воздух на потеху публике. Практической пользы никакой, зато выглядит круто.

Michael Ochs Archives / Getty Images

История явления уходит корнями во времена американо-мексиканской войны. В 1846 году, когда конфликт закончился, Штаты приросли огромными территориями (от Техаса до Калифорнии). Естественно, у коренных и пришлых сложились натянутые отношения. Латиносы отчаянно стремились подчеркнуть свою уникальность внешними атрибутами. Коснулось это и машин.

В 1950-х Америку захлестнула мода на хот-роды (модифицированные автомобили, тюнинг которых был нацелен на увеличение мощности). Мексиканцы же пошли своим путем. Они расписывали свои колымаги, ставили кастомные диски, обтягивали салон пестрыми материалами. А еще до предела занижали их, что мешало быстро гонять, зато позволяло медленно и стильно кататься по району. Слоганом движения стало выражение «Low & slow» («Низко и медленно»), а сами машины были названы «лоурайдерами».

Росписи ранних образцов часто имели радикальный и даже националистический характер. Это привело к тому, что власти начали бороться с подобными методами самовыражения. А так как запрет на роспись машин вряд ли одобрил бы электорат, правительство стало действовать тоньше. Взяв за основу легенду о небезопасности заниженных автомобилей, бюрократы продавили закон, запрещающий водить машину с клиренсом ниже определенного уровня.

TESS

Gary Leonard

На этом моменте лоурайд-культура могла бы заглохнуть, однако на сцену вышли братья Рон и Филберт Агирре. Ребята не желали иметь проблем с полицией, но и отказывать себе в удовольствии колесить по району на заниженной тачке не собирались. Сняв гидравлические цилиндры со списанного бомбардировщика B-52, умельцы модифицировали свой Chevrolet Corvette 1956 года.

Задумка была остроумная: если полицейский решит остановить корвет за слишком узкий дорожный просвет, водитель по нажатию тумблера может поднять автомобиль на оптимальную высоту, тем самым избежав проблем с законом. А после первого же поворота никто не мешает вернуть подвеску в изначальное состояние и продолжить путешествовать по родной Калифорнии со стилем.

Ноу-хау реально работало и вызвало восторг у других владельцев лоурайдеров. Практически сразу начали открываться тюнинг-ателье, занимающиеся установкой гидравлики. Западное побережье наводнилось тачками с переменным клиренсом. Со временем власти аннулировали закон. Однако апгрейд так полюбился, что его популярность лишь росла год от года. Гидравлика, в свою очередь, становилась мощнее и надежнее, что позволило «научить» автомобили подпрыгивать, кататься на трех колесах и ритмично раскачиваться под музыку. 

Gary Friedman / /Los Angeles Times / Getty Images

Сейчас уже мало кто помнит об идеологических и практических причинах зарождения этой субкультуры, но популярность лоурайдеров никуда не делась. Благодаря рэперам молва о прыгающих тачках разлетелась далеко за пределы западного побережья США, и сейчас их можно обнаружить по всему миру.

Трудно представить себе менее практичные и более дорогие в обслуживании машины. Впрочем, пока в человеке жива жажда понтоваться, забвение им не грозит. То, что начиналось как протест против расовой сегрегации и способ обойти закон, стало апофеозом автомобильного щегольства.