Музейные тайны: как готовят выставки

Как создается спектакль, все примерно представляют сами участвовали в самодеятельности. А вот о том, как рождаются выставки, большинство даже не задумываются. Рассказываем об этом вместе с сотрудниками Музея русского импрессионизма. И даже показываем!

Теория

Начнем с самого удивительного: как правило, серьезная выставка готовится не меньше года. Каждый отдел берется за работу в свое время, но это все равно — плюс-минус год. Посетители еще любуются предыдущей экспозицией, а команда музея уже делится надвое: одни разъезжаются по стране собирать экспонаты, другие остаются в столице и продумывают сопутствующие мероприятия.

Но за несколько месяцев до этого этапа за дело уже взялся куратор. 

Он в деталях прописывает концепцию, составляет список желаемых экспонатов, вместе с координатором договаривается с музеями и коллекционерами о возможном сотрудничестве. Когда принципиальные согласия на предоставление работ получены и исчезают последние сомнения в том, что проекту быть, сразу стартует работа над каталогом.

В Музее русского импрессионизма он всегда появляется в день открытия выставки. А это огромный труд, для которого год — совсем немного. Кроме того, у редактора и дизайнера полно других ответственных задач: каждой экспозиции необходим уникальный стиль во всем — от текстов (их множество, разного формата и объема) до художественного решения всех сопроводительных полиграфических материалов. 

Параллельно запускается еще много разных процессов.

 Продумывают публичную программу, экскурсии для детей и взрослых, пиар-отдел формирует план публикаций и мероприятий и начинает наполнять информационное пространство историями о предстоящем проекте.

Главный хранитель Наталия Дроздова принимает картину на учет

Экспонаты в хранилище музея

Очертания предстоящей выставки ясны, репродукции экспонатов уже постепенно размещаются на страницах будущего печатного издания, но оригиналы в большинстве своем остаются там, где и были: в других музеях и коллекциях. Тогда за дело берется ведущий координатор выставочных проектов. Ему предстоит решить все организационные и юридические вопросы с десятками владельцев, а также продумать и наладить логистику.

Но главное — чтобы привезенные шедевры и раритеты было где разместить. 

Этим тоже занимается координатор. В будущих экспозиционных пространствах идет настоящая стройка, или как минимум капитальная перепланировка: одни стены убирают, другие возводят, меняют покрытия, штукатурят, красят, пилят, клеят.

Наконец грузовой автомобиль с климатическими ящиками, в которые упакованы картины, въезжает в специальный лифт и оказывается на нужном этаже музея. Экспонаты попадают прямо в хранилище со своим микроклиматом. Бесценные художественные произведения ни на минуту не подвергаются воздействию нежелательной для них окружающей среды.

Монтаж — финальный этап подготовительных работ, и выставочный проект, существовавший до этого в презентациях, деловой переписке и схемах, оживет в пространстве. 

Практика

Именно так рождалась и выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский» в Музее русского импрессионизма.

На ней образ Москвы и ее главного певца раскрывают более 230 произведений из 64 музеев и частных коллекций со всей страны. Они собраны вместе усилиями ведущего координатора выставочных проектов Дарьи Урядовой — в первый и, возможно, в последний раз, ведь некоторые привезены за тысячи километров. Теперь экспонаты вверены бдительной заботе главного хранителя — Наталии Дроздовой.

Идея этой экспозиции появилась два года назад на выставке «Автор неизвестен. Коснуться главного». 

Там был представлен женский портрет из фондов Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. По одной из версий, на картине изображена дочь владельца доходного дома, в котором некогда жил Николай Морозов, секретарь Владимира Гиляровского и автор воспоминаний о нем. У куратора Анастасии Винокуровой возник замысел музейной истории о «короле репортеров», журналисте и писателе, ценителе искусства и друге многих художников. Узнав об этом, специалисты из других музеев и коллекционеры посоветовали некоторые работы, раскрывающие тему. 

Так рассказ о скитаниях дяди Гиляя дополнила картина Сергея Виноградова «Рабочие в ожидании парохода на Волжской пристани» из Волгоградского музея изобразительных искусств имени И. И. Машкова, а портрет Москвы и ее жителей — «Мальчик у магазина игрушек» Сергея Грибкова из собрания московского «Коллекцiонеръ Клуба».

Самый известный портрет Гиляровского, написанный Сергеем Малютиным, привезен из Астраханской картинной галереи имени П. М. Догадина.

Полотно впервые показано в Москве, оно и стало визитной карточкой выставки. 

Почувствовать нерв того времени помогают инсталляции художника Михаила Рубанкова, а также предметы-свидетели эпохи из фондов соорганизатора выставки — Политехнического музея, они представлены на территории спецпроекта «Пространство технологий».

Инсталляция «Бездомники».
Михаил Рубанков, 2025

Инсталляция «Выставка электричества». Михаил Рубанков, 2025

Историю Владимира Алексеевича тем или иным образом рассказывают картины Алексея Корина, Наталии Гончаровой, Валентина Серова, Василия Верещагина и других художников рубежа XIX–XX веков, представленные на 2-м этаже музея. Ее рассказывает даже Искусственный Интеллект — он под руководством режиссера Константина Раенка сгенерировал фильм о молодых годах дяди Гиляя — циркача, бурлака, актера, табунщика, Георгиевского кавалера.

«Гиляровский жил на грани двух столетий, на переломе двух миров. Это был период и научно-технической революции, и социальных изменений. Невозможно говорить об этом времени, показывая только импрессионизм или реалистическое искусство. Чтобы передать скорости новой Москвы, мы привлекаем работы авангардных художников, которых репортер ругательски ругал в своих текстах», — поясняет Анастасия Винокурова, куратор выставки.

Выставка продлится до 25 января, но, как говорит Юлия Петрова, директор музея, «работа нашей команды никогда не заканчивается: один проект мы открываем, другой готовим, третий задумываем, над четвертым начинаем размышлять».

Все фото:
Музей русского импрессионизма