Каким словом скандинавы пугали соседей, что на это ответили славяне, как японцы налаживали торговые связи и чем грозит неуемное поглощение пищи.
Удивительную трансформацию пережил образ обжоры в мировой словесности всего за несколько тысячелетий. Вернее, не сам образ, а то, как он воспринимается и чему служил. Если в Новое время литераторы подробно описывали чревоугодников, чтобы высмеять современников (например, Собакевич) или повеселить их (Портос), то в более ранние века персонажи с подобными наклонностями появлялись совершенно для других целей. Можно сказать, для задач государственной важности.
Северная Европа. Зверь гулон

Зверь гулон — мифический обитатель скандинавских лесов, что-то вроде кошки с лисьим хвостом, питался исключительно падалью. Он в один присест сжирал ее столько, что раздувался, как шар. Тогда гулон находил два близко растущих дерева, протискивался между ними и, выдавив себя, словно тюбик, оставлял позади горы переработанной пищи. После этого тут же приступал к следующей трапезе. И так без конца.
Чужеземец, услышавший эту историю, должен был сразу задуматься: «Откуда у них столько падали? Вероятно, это трупы побитых врагов». А затем сделать вывод: «Не буду к ним соваться с мечом, я же не хочу быть перемолотым в то, что оставляет за собой их зверь гулон».
Фото: Wikimedia
Русь. Идолище Поганое

Славяне намек поняли и вывели на сцену Идолище Поганое. В этом имени удачно сочетаются понятия обжора (едалище), могучий (одолище) и собственно языческий идол, то есть вражина. Этот персонаж очень грозный и вместительный: хлеб ест печами, мясо — тушами, а пиво пьет ящиками.
Он разорил Рязань, Казань, Астрахань, Царьград (Стамбул), Киев и еще Швецию. Но тут в Карачарово оправился после немощи Илья Муромец и его победил. Вот такой ответ Западу (хотя в те времена больше — Востоку).
Фото: Государственный центральный музей кино
Китай. Таоте

Самым весомым подтверждением «теории гастропсихологической тактики» служит китайское чудовище таоте (тао-тё, буквально «обжора»). Оно поглощает людей в огромном количестве. При этом его изображения украшали всё: монеты, посуду, здания.
То есть для своих оно было оберегом, для чужих — угрозой.
Фото: National Museum of World Cultures Foundation, Netherlands
Япония. Нэбутори

А вот задачей демона Нэбутори из японской мифологии было не отпугивать врагов, но привлекать купцов и инвесторов. Да, он был опасен тем, что заставлял пойманных им людей есть до тех пор, пока не умрут от переедания, но это же говорит о том, что у японцев богатая страна, им продукты девать некуда, с ними стоит иметь дело.
Только надо соблюдать осторожность и держаться подальше от Нэбутори. Впрочем, смерть от переедания не самая ужасная. Voilà une belle mort, как сказал бы Наполеон.
Фото: Jintsuriki Kunikichi / ToMuCo
Мексика. Гриф, просто гриф

И только майяская мифологическая история о прожорливом грифе служит не внешнеполитическим, а внутригосударственным воспитательным целям. Во время торжества в честь Пернатого Змея Кукулькана жадный до еды гриф позарился на щедро накрытый стол. Он улучил момент и набросился на дивные кушанья. Ему на помощь тотчас поспешили сородичи.
Возмущенные жрецы приготовили магический черный раствор и обрызгали грифов. Те, спасаясь от жидкости, поднимались все выше к солнцу, и оно опалило им макушки. Так за неуемное чревоугодие грифы стали черными и плешивыми, с тех пор они обречены питаться падалью. Очень назидательно.
Фото: Justin Kerr