10 из 10: новая архитектура Москвы

Большинство мегаполисов сочетают в себе богатую историю и непрерывное обновление. Москва — один из самых ярких примеров этой трансформации. В российской столице только за последние 10 лет было реализовано множество архитектурных проектов, которые уже воспринимаются как неотъемлемая часть города. Вот лишь некоторые из них.

Павильон музея «Гараж» в Парке Горького
Рем Колхас, 2015

Сергей Фадеичев / ТАСС

Sergey Norin / Flickr

Основанный в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем Музей современного искусства «Гараж» располагался сначала в Бахметьевском автобусном гараже (в честь которого и получил название), затем — во временных павильонах в Парке Горького. На постоянную площадку он переехал лишь в 2015-м. Тогда домом «Гаража» стал реконструированный павильон «Времена года», построенный в 1960-х и простоявший заброшенным более 20 лет. Проект нового здания разработал голландец Рем Колхас, лауреат престижной Притцкеровской премии.

В основу концепции легло стремление сделать музей современным, сохранив при этом его историческую идентичность. Например, в интерьере кафе использовали отреставрированную советскую мебель, а на одной из стен восстановили уникальную мозаику. Сохранили и другие декоративные элементы: Колхас, будучи поклонником советского модернизма, не захотел радикально менять внутреннее наполнение здания. Вместе с тем, голландец сделал пространство просторным и практичным, чтобы там было удобно проводить не только выставки, но и лекции, показы, мероприятия для детей.

Некоторые эксперты посчитали, что Колхас «десоветизировал» архитектуру прошлого века, сохранив символы эпохи. «Красивые, старые и важные здания нужно сохранять, чтобы рассказывать детям о том, как мы жили раньше, — объяснил такой подход сам Колхас. — Но консервация — не единственный и не лучший способ сохранения наследия»

Музей русского импрессионизма
John McAslan + Partners, 2016

Александр Вильф / РИА Новости

Решение о реставрации бывшего мукомольного склада на территории фабрики «Большевик» и о превращении его в арт-пространство было принято в 2012 году. Выполнять проект предприниматель и коллекционер предметов искусства Борис Минц поручил британскому бюро John McAslan + Partners. Здание уже тогда выделялось необычной формой — цилиндр с параллелепипедом на крыше. Архитекторы, которые до этого занимались реконструкцией лондонского вокзала Кингс-Кросс, сохранив «геометрию» будущего музея, сделали его современным и придали ему индивидуальности.

Кирпичная постройка 60-х годов прошлого века превратилась в футуристическое строение из стекла и блестящего перфорированного металла, похожее то ли на современный арт-объект, то ли на космический корабль. Внутри здание разделили на три просторных выставочных зала. В подвале разместили кинотеатр, учебную студию и книжный магазин, а на третьем этаже сделали выход на крышу, где обустроили террасы для теплого времени года.

Интерьер оформили в минималистичном стиле и светло-серых цветах, а переходы между залами сделали плавными — по кругу. Лаконичность убранства производит почти гипнотический эффект и позволяет полностью сосредоточиться на выставленных полотнах.

Парк «Зарядье»
Diller Scofidio + Renfro, 2017 год

Виктория Обенг / ТАСС

В XII–XIII веках территорию, расположенную за торговыми рядами в Москве, заселили купцы, торговавшие с Византией и Средиземноморьем. Отсюда и название — Зарядье. При Иване Грозном там же открылось английское посольство. Вскоре рядом появился Монетный двор. Но в XIX столетии район превратился в трущобы: пожар 1812 года уничтожил деревянную застройку, а наспех построенные каменные здания быстро пришли в плачевное состояние.

При советской власти Зарядье решили преобразовать, но реализовать бо́льшую часть задумок так и не удалось — сначала из-за Великой Отечественной войны, затем из-за смерти Сталина. Построенную в 1960-х гостиницу «Россия» в 2000-х объявили убыточной и закрыли, а затем и вовсе снесли.

В начале 2010-х власти решили превратить Зарядье в парк. Конкурс на концепцию парка выиграл международный консорциум во главе с нью-йоркским бюро Diller Scofidio + Renfro. К 2017 году они превратили территорию бывших жилых кварталов при торговых рядах в современное пространство, сочетающее разные элементы. Здесь есть четыре участка, повторяющие природные зоны России (северный ландшафт, смешанный лес, степь и луг). Построен концертный зал, с одной стороны полностью стеклянный, а с другой — как будто встроенный в холм, ставший частью открытого амфитеатра на 1600 зрителей. Есть ледяная пещера с подсветкой и так называемый «парящий мост» над прогулочной зоной, который интересен и как самостоятельное строение, и как смотровая площадка.

Парк открылся в 2017 году. Задумку и исполнение оценили по достоинству: ведущее международное архитектурное издание ArchDaily признало 'Зар

Кампус Сколковского института науки и технологий
Herzog & de Meuron, 2018

ООО «Объединенные проекты» (2)

В Сколковском институте занимаются исследованиями в области искусственного интеллекта, молекулярной биологии, инженерной физики и множества других областей. Университетский кампус должен был отображать статус вуза как одного из ведущих мировых учебных заведений. Его задумали не просто как академическое пространство, а как полноценную городскую среду с местами для отдыха, прогулок, шопинга. За осуществление проекта в начале 2010-х взялись архитекторы из швейцарского бюро Herzog & de Meuron. Построенный по их проекту кампус Сколтеха представляет три огромных кольца. Диаметр внешнего, включающего в себя остальные два, составляет 280 метров. Внутри него располагаются учебные помещения. Фасад одного из колец отделан деревом, что создает ощущение природного ландшафта и как бы интегрирует кампус в подмосковные леса.

Сверху строение выглядит как похожий на шахматную доску узор из повторяющихся блоков, разделенных проспектом и сетью связанных внутренних двориков. Кроме учебных аудиторий в них находятся лаборатории, техническая и логистическая зоны. В центре кампуса, на пересечении колец, располагается главная аудитория. При оформлении блоков использовались разные материалы: белый алюминий, промышленный винил, дуб, сибирская лиственница. По бокам блоки покрыты вертикальными планками, а сверху — покатыми крышами. Все это обеспечивает единообразие пространства и в то же время выделяет кампус на фоне окрестных зданий.

Бизнес-центр «Академик»
Архитектурное бюро UNK project, 2019

UNK project

Во второй половине 2010-х российское бюро UNK project под руководством Юлия Борисова взялось за облагораживание пустовавшего около 20 лет участка рядом со станцией метро «Проспект Вернадского». Результатом работы стало открытие бизнес-центра «Академик» — изящного здания, состоящего из четырехэтажного основания и 14-этажной надстройки, которая с расстояния кажется узкой, практически плоской.

Вертикали на главном фасаде образуют портрет ученого-естествоиспытателя Владимира Вернадского. Здание производит впечатление почти невесомого и в то же время вписывается в компанию из окружающих его модернистских строений. Именно такую цель ставили перед собой проектировщики: гармоничное сочетание с позднесоветской архитектурой без попыток подражать ей.

На прилегающей к бизнес-центру территории установили 12-метровый арт-объект в виде очков, который тоже отсылает к великому ученому. Табличка над входом в здание с выведенным одним росчерком названием «Академик» подсвечивается в темное время суток. В холле посетителей встречают три огромных кресла, выполненных в виде головы Вернадского. Главным же принципом при разработке интерьера стала прозрачность: общественные зоны на всех этажах отделены от лифтовых холлов стеклом, что позволяет видеть все пространство вокруг. 

Дворец гимнастики Ирины Винер
ТПО «Прайд», 2019

Станислав Красильников / ТАСС

Одно из самых необычных и интересных новых зданий в Москве построили всего за два года — причем параллельно с проведением чемпионата мира по футболу, из-за которого пришлось заморозить многие ремонтные работы в Олимпийском комплексе «Лужники». Идею построить новый спорткомплекс высказала тогдашний президент всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер. Концепцию дворца разработало российское архитектурное бюро ТПО «Прайд». Художественным руководителем проекта стал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Основную часть Дворца гимнастики заняла арена с трибунами, рассчитанными болеем чем на 3000 зрителей. Кроме нее в здании есть три тренировочных зала, сауны, пресс-центр, тренажерный зал, восстановительный центр и гостиница для спортсменов. Эксперты называют одним из главных достоинств Дворца многофункциональность: в нем есть все для соревнований, подготовки атлетов и комфорта болельщиков. В интерьер добавили элементы в стиле хохломы и жостовской росписи с использованием резьбы по дереву. Но основной отличительной особенностью здания стала волнистая кровля, похожая на развивающуюся гимнастическую ленту. Этот образ еще на стадии строительства сделал Дворец Винер одним из самых узнаваемых объектов на территории «Лужников».

Дом культуры «ГЭС-2»
Ренцо Пьяно, 2021

Сергей Фадеичев / ТАСС

Несмотря на статус нового архитектурного объекта, Дом культуры «ГЭС-2» может похвастаться богатой историй. Он расположен в здании одной из старейших электростанций Москвы, которая поступила в эксплуатацию в 1907 году и продолжала работать до середины 2000-х. В 2009-м ГЭС-2 признали объектом культурного наследия регионального значения. А в 2015-м пустующим зданием заинтересовался фонд современного искусства V–A–C Foundation, основанный российским предпринимателем Леонидом Михельсоном и итальянским арт-менеджером Терезой Иароччи Мавикой.

Реконструкцию здания поручили международному архитектурному бюро Renzo Piano Building Workshop под руководством итальянца Ренцо Пьяно, до этого спроектировавшего Центр Помпиду в Париже. ГЭС-2 освободили от оборудования и полностью перестроили. Элементы старой конструкции гармонично переплелись с новыми. Электростанция превратилась в светлое просторное пространство с застекленной крышей, системой террас, балконов и подвесных конструкций. В подвальных помещениях и на втором этаже разместились семь галерей, где после завершения строительства и открытия Дома культуры в 2021 году регулярно проводятся выставки.

Здание не только эстетично, но и технологично: расположенная на крыше метеостанция активирует систему штор, когда внутри становится слишком жарко, покрывающие кровлю солнечные панели позволяют экономить электроэнергию, а вдоль внутреннего фасада раскинулась настоящая березовая роща.

Кластер «Ломоносов»
Сергей Кузнецов + KAMEN Architects, 2023

Сергей Фадеичев / ТАСС

Расположенный на Раменском бульваре между станциями метро «Раменки» и «Университет» «Ломоносов» стал первым из девяти кластеров, которые образуют Инновационный научно-технологический центр (ИНТЦ) МГУ «Воробьевы горы». Замысел проекта заключается в том, чтобы предоставить перспективным компаниям место и возможности для реализации своих идей, доработки и вывода продуктов на рынок. В качестве места для ИНТЦ выбрали территорию, много лет зараставшую ларьками и гаражами.

Одной из задач главного архитектора города Сергея Кузнецова и руководителя бюро KAMEN Ивана Грекова, которым поручили разработать концепцию кластера, было подчеркнуть значимость «Ломоносова» как первой части масштабного проекта по развитию науки и технологий в Москве. Чтобы добиться этого, авторы проекта придали зданию силуэт взлетающей птицы — символа стремления к знаниям и достижениям.

Внешне кластер разделен на две части: более тяжеловесную нижнюю и легкую, словно парящую, верхнюю. В этом тоже есть символическое значение: здание воплощает и фундаментальность науки, и ее направленность в будущее. Нижняя часть кластера поднимается уступами, а в верхней этажи, наоборот, нависают друг над другом, пока части не встречаются посередине. С каждой стороны «Ломоносова» есть вогнутые элементы, которые, по задумке авторов, как бы приглашают посетителей внутрь. Перед главным входом располагается инсталляция из двух полусфер из полированной нержавеющей стали с узким проходом, отделанным зеркальными панелями. 

Жилой комплекс RED7
MVRDV, 2024

ООО «Объединенные проекты»

В одном из интервью голландский архитектор Якоб ван Рейс сказал, что творческим высказыванием может быть не только музей или опера, но и жилой дом. Жилищный комплекс RED7, расположенный на углу Садового кольца и проспекта Академика Сахарова, — отличный тому пример. Это 19-этажное здание, спроектированное бюро MVRDV, которым руководит ван Рейс, издалека можно принять не за элитный ЖК, а за произведение современного искусства. Дом выделяется на фоне городской архитектуры сразу по нескольким параметрам: красный цвет служит отсылкой к расположенному напротив зданию Наркомзема, где сейчас находится министерство сельского хозяйства, а сложная структура напоминает пиксели.

Причудливость эффекта усиливается из-за необычной формы здания, которое в некоторых местах вогнуто внутрь, а в других — нависает над основанием, словно объемная мозаика или оптическая иллюзия. «Дом выглядит совершенно по-разному из каждой точки, — объяснил ван Рейс. — С каждым шагом его силуэт меняется». Несмотря на уникальную архитектуру, RED7 не кажется неуместным: при разработке концепции авторы учитывали, как ЖК будет соотноситься с другими известными зданиями в том же районе, включая высотку на Красных воротах и здание Центросоюза.

ЖК «Бадаевский»
Herzog & de Meuron + проектное бюро Apex + Vogt Landscape Architects, 2025

Herzog & de Meuron + проектное бюро Apex + Vogt Landscape Architects

Строительство жилого комплекса «Бадаевский» началось в 2021 году на месте закрытого в 2006-м Бадаевского пивоваренного завода на участке между Кутузовским проспектом и набережной Тараса Шевченко. Проект разработан швейцарским бюро Herzog & de Meuron совместно с российскими архитекторами из Apex и специалистами по ландшафтному дизайну Vogt Landscape Architects. Придуманная концепция — это попытка ответить на важнейшие вопросы современной урбанистики: как вернуть жизнь в бывшие промзоны и ветшающие здания и как сохранить историческое наследие и при этом адаптировать его под новые функции?

Архитекторы решили обе задачи с помощью остроумного приема. Новая часть здания размещена на 188 колоннах высотой 35 метров, в итоге постройка не закрыла городскую панораму, а, наоборот, расширила и дополнила ее. Первый этаж комплекса будет располагаться на уровне 10-го этажа обычного жилого дома. Панорамное остекление обеспечит живописный вид из каждой квартиры, а на крыше, на высоте 70 метров, расположатся частные виллы с отдельными участками. У подножия колонн будет посажен лес, контрастирующий с технологичными опорами. Первый корпус будет сдан уже в конце 2025 года.