Парадокс первой российской мелодрамы

Каким был сюжет этой киноленты, кто в ней снимался и почему она осталась без цыганских плясок.

Александр Ханжонков — один из пионеров русского кинематографа. Его компания выпустила множество немых фильмов. Технические приемы, реквизит, эффекты — все изобретали сами. Второй картиной, завершенной на его студии, стала первая русская любовная кинотрагедия, снятая в 1908 году, «Драма в таборе подмосковных цыган».

Киноателье Александра Ханжонкова на Житной улице.

Репродукция.

РИА Новости

Сюжет незамысловатый. Двое ромов влюблены в красавицу Азу. Она отдает свое сердце одному из них — Алеко — и дерзко сообщает об этом второму. В таборе играют свадьбу. Тем же вечером отвергнутый подсылает к Алеко своего дружка-шулера. Жених не может устоять перед соблазном сорвать куш для возлюбленной. Но, разумеется, проигрывает все деньги и даже коня. А потом и прекрасную Азу. Узнав об этом, та в гневе отказывается бежать с ним и объявляет, что будет верна новому мужу. Алеко это взбесило, он зарезал любимую, а сам бросился в Москву-реку. Все необходимые элементы мелодрамы налицо.

Для Российской империи такое кино было в новинку. Подобного раньше никто не снимал. Впрочем, раньше вообще мало кто что-то снимал. На тот момент список отечественных кинолент исчерпывался короткими хрониками и единственным шестиминутным художественным фильмом «Стенька Разин».

Автором идеи и продюсером «Драмы в таборе» выступил сам Ханжонков. Режиссером, сценаристом и оператором был Владимир Сиверсен — энтузиаст, изобретатель и фанат кинематографа.

Но самое интересное — актерский состав: все как один чистокровные ромалы. В таборе нашли и молодую, красивую, артистичную цыганку, и парня с демоническим, по словам Ханжонкова, лицом, и роскошную массовку. Изюминкой картины должны были стать цыганские танцы, а предваряла фильм этнографическая хроника.

Увы! Идея с настоящими цыганами на площадке оказалась ошибочной. Как выразился сам продюсер: «Цыгане были терроризированы съемочным аппаратом». Дети природы, они побаивались техники. Такие раскованные и зажигательные в обычной жизни, ромалы выглядели неестественно в кадре. Пришлось обойтись без роскошных танцев.

Все же съемки одного из первых российских художественных фильмов были завершены. Сам Ханжонков оценивал «Драму в таборе» как неудачный опыт. Но сейчас, повидав тысячи и тысячи современных творений, мы понимаем: он был слишком строг. Да, получилось не все, что хотел, — но это настоящая игровая кинолента — о сильных страстях и превратностях судьбы.

Ханжонков и сам снял немало фильмов, в их числе первый российский полный метр — грандиозная историческая лента «Оборона Севастополя». Но именно «Драма в таборе» проложила путь для новых картин. Можно сказать, весь наш великий кинематограф начался с простенькой истории о подмосковных цыганах.