Флютинг: рэп-батлы Средневековья

Словесные поединки были всегда. В «Илиаде» ахейцы поэтично глумятся над троянцами. Герои финского эпоса «Калевала» используют боевое пение, чтобы побеждать и унижать врагов. Инуиты, арабы, японцы практиковали дуэли, где противника поливают отборными ругательствами и шутками. Но в Средние века больше всего в этом отличились скандинавы, шотландцы и англосаксы.

Словесные дуэли во времена викингов называли флютинги. Обычно два поэта (у скандинавов скальды, у шотландцев — макары) сходились при честно́м народе и яростно поливали друг друга ужаснейшими ругательствами. Важно было не только унизить противника, но и показать свое остроумие, выдав аллегории и рифмы, которые пойдут в мир. Победитель получал огромную чашу медовухи, но непременно делился с побежденным. 

Wikimedia

Скандинавы так любили эти шоу, что запечатлели их в мифах. Флютингами не гнушались даже боги. В «Старшей Эдде» есть момент — «Перебранка Локи», где Локи похабнейше унижает асов. Но и Один не отстает! В «Песне о Харбарде» он, превратившись в паромщика, уничтожает в рэп-батле собственного сына Тора, который не может понять, как простой человечишка оказался столь остроумным.

Англосаксы шли в ногу с викингами. По крайней мере, в мифах. В эпической поэме «Беовульф» главный герой использует оскорбительные стихи в качестве прелюдии к битве. И навыки флютинга оказались даже важнее владения оружием. В представлениях людей раннего Средневековья насмешка ранит не меньше клинка. Чистая магия!

Но больше всего в искусстве поэтических схваток преуспели шотландцы. Если англосаксы обычно встречались для флютинга в пиршественных залах, а викинги — в честь важного праздника, то для шотландцев такие перебранки были жизненной необходимостью. Законы их страны налагали огромный штраф за матерные выкрики и споры — 20 шиллингов (это больше 300 фунтов на современные деньги). Но прилюдный флютинг был разрешен. Так что не только поэты, но и простые граждане отводили в нем душу.

Именно благодаря шотландцам искусство поэтических дуэлей дожило до XVI века. Сохранилась стенограмма легендарной битвы поэтов Данбара и Кеннеди при дворе короля Якова IV в 1500 году. Она вошла в антологии, и там много действительно хороших острот. К сожалению, почти все нельзя привести из-за их вульгарности. У обоих противников были секунданты, и поэты сыграли на этом: к своим протеже они обращались изысканно и с утонченным слогом, а друг к другу — с отвратительнейшими шутками. На подобном контрасте строился почти весь юмор. Говорят, сам Яков IV рыдал от смеха. Пример отличного подкола оттуда: «Дружище, да ты — живое memento mori!»

Отголоски флютинга существовали в культуре Британии вплоть до XX века. Они есть у Шекспира и Роберта Бёрнса. А в стихотворении Джеймса Джойса «Святая миссия» герой устраивает флютинг против всего мира. Так что искусство остроумно-пошлых поэтических битв дожило до наших дней, и мастера рэп-батлов лишь стоят на плечах десятков поколений.