Для многих «король-солнце» — это праздники, фейерверки, аллонжи и пеньюары. Но на одних шпильках и подвязках в золотой век не въедешь. Что же стояло за расцветом французской моды, и что двигало ее вперед.
С первых лет полноценного правления молодому королю пришлось бороться с последствиями Фронды и устанавливать абсолютную монархию. В том числе надо было выявить ненастоящих дворян, а настоящих приручить. Не исключено, что именно для этого Луи установил различные правила, вынуждающие высшее сословие соответствовать определенному уровню роскоши. Тогда-то и появился невиданной красоты Версаль с пафосными церемониями и строгим этикетом.

Wikimedia
Само слово «этикет» пришло из Версаля. Там на газонах и дорожках устанавливали специальные таблички с указанием, куда ходить, а куда не ходить, что делать, а чего нет, как бы вам ни хотелось. На места за обеденным столом тоже клали бумажки, в которых была изложена программа вечера, а также требования короля на сегодня. И таблички, и бумажки по-французски étiquette. Правил, требований и запретов было так много, что при дворе появилась новая штатная единица — церемониймейстер, обязанная следить за их строгим соблюдением.
Параллельно король ввел принудительную моду на дорогие платья. В результате дворяне-самозванцы, они же фрондеры, не смогли держать планку, были обнаружены и переведены в простолюдины. А это значит, стали платить в казну налоги, от которых дворянство освобождалось. Но и аристократам тоже досталось: соблюдать все королевские требования, соответствующие их званию, было невероятно накладно. Многие, пытаясь удержаться на социальной лестнице, скатывались в финансовую яму, а значит, теряли самостоятельность, влияние, становились зависимыми от верховной власти. Положение таких можно назвать безвыходным, ведь в те времена дворянам запрещалось заниматься предпринимательством. В противном случае — лишение дворянства. Куда ни кинь — всюду клин.
Исторический факт: на более или менее приличных платьях было столько драгоценностей и золота, что придворные дамы едва могли передвигаться. Один из нарядов Людовика украшали около 2 000 алмазов и бриллиантов. Гардероб нормального аристократа состоял как минимум из 30 костюмов. По этикету их следовало менять каждый день хотя бы в течение месяца. Кроме того, специальный указ Луи регламентировал сезонное ношение: зимой — атлас, бархат, ратин; летом — газ, тафта, шелк; демисезон — легкое сукно.
Однако со временем высшее общество пообвыклось. Ему понравилось это «состояние удовольствия и искусства». Тем более что один из пунктов этикета запрещал дворянам заниматься физическим трудом. Вот еще несколько запретов, утвержденных «королем-солнцем» под видом этикета:
- Запрещается стучать в дверь покоев короля. Ее следует аккуратно царапать мизинцем левой руки, пока не будет получено разрешение либо отказ.
- Дворянам обоего пола запрещается скрещивать ноги на публике.
- Запрещается класть локти на стол, икать за столом, дуть на блюдо и обсуждать его достоинства.

Wikimedia
Аристократия вошла во вкус. Хорошие манеры были возведены в Абсолют. С этим временем связывают стремительный рост популярности зеркал и соответствующего производства — люди хотели видеть, насколько они прекрасны и как изящно все делают. Из всех искусств важнейшим стал парадный портрет.
Это эпоха настоящего барокко, то есть излишеств. В мужском костюме на смену средневековому суровому бархату и брутальным аксессуарам из различных металлов пришли благородные легкие ткани, кружева, банты, ленты, высокие каблуки. Мощная пятерня воина, способная держать меч и быка за рога, никого уже не привлекала. В моду вошли тонкие холеные кисти и запястья, которых даме приятно касаться во время менуэта. Стройная мужская ножка в ярком сапожке на каблучке и с бантиком — мечта каждой аристократки. Образ мужчины-рыцаря канул в Лету. При Людовике настоящий дворянин должен был уметь танцевать, играть в карты и на музыкальном инструменте, быть изящным и галантным.
По примеру короля модники крепили банты, куда только можно, а на туфли — в обязательном порядке. От этого кавалеры напоминали лохмоногих голубей. Голубь по-французски — pigeon. Вот еще одно русское слово, рожденное эпохой Людовика. Кроме того, было принято нацеплять бант в память об ушедшей любви и носить, не снимая, как орденскую планку.
Представьте современного заслуженного французского генерала с разноцветными бантиками вместо наград — вот так в гламурный век выглядели настоящие пижоны. Но для полноты картины следует надеть на бедного генерала еще шелковые чулки красного цвета с вышивкой и узором, повязать галстук, как у Карандаша из «веселых человечков» и, разумеется, водрузить на голову символ золотого века — парик.

Wikimedia
Казалось бы, врагам самое время победить таких мужчин. Но, по большому счету, все вышло с точностью наоборот. На том берегу Ла-Манша Карл II заглотил наживку, включился в битву гламура, в войну на истощение, и проиграл. Собственно, как и вся Европа: Франция стала законодателем мод на столетия.
Если тренд мужской моды оставался более или менее устойчивым и абсолютно понятным — «поменьше мужского», то женская мода была переменчива и непредсказуема, как ветер в мае. Ведь ее задавали фаворитки короля. Однако при всей стихийности и частоте колебаний у нее был строгий алгоритм: подчеркнуть наиболее привлекательную часть тела и скрыть наименее выигрышную.
Так при герцогине де Лавальер декольте было неглубоким и овальным. Маркиза де Монтеспан, на взгляд современников, обладала дивной грудью, и вырез платья стал стремиться к талии. Графиня де Фонтанж, любившая прикинуться крестьянкой, ввела в моду фартук и знаменитую прическу имени себя. По легенде, это случилось так: растрепавшись во время охоты, она вытянула из-под юбки подвязку с множеством бантов и, намотав на голову, убрала со лба волосы. Король выразил свое восхищение. Все это слышали. Через день-два новая прическа стала писком моды.
Но если у графини на создание такого шедевра ушло не больше трех минут, то модницам на это требовалась целая вечность. Поэтому ля-фонтанж делали на неделю, а то и на две. Разумеется, все это время дамы не только не расчесывались и не мылись, но и спали, сидя на специальных коротких кроватях. Хотя «спали» — это фигурально. Вряд ли можно было буквально поспать при таком количестве вшей и блох в фонтанже. Слава богу, в 1713 году Версаль посетил герцог Шрусбери с супругой. Людовик был сражен ее эксцентричностью и простой, невероятно практичной прической. Придворные дамы наконец-то смогли выдохнуть.

Wikimedia
Маркиза де Ментенон стала морганатической женой монарха почти в пятьдесят. Не удивительно то, что при ней в моду вошли практически глухие платья, и даже то, что Луи учредил полицию нравов для соблюдения глубины декольте. Да-да, «король-солнце» катился к закату. Если когда-то он вводил в моду (из-за своего небольшого роста) настолько высокие каблуки, что пижонам приходилось учиться (у специальных преподавателей) ходить на них, то теперь в тренде оказалась муфта для мужчин. Что поделать, стареющие руки ничем не загримируешь. Вместе с ней стали популярны шлафроки, колпаки, мягкие низкие туфли. Глядя на это, дамы взяли моду появляться на людях в дезабилье, то есть как бы не до конца одетыми. К всеобщей радости потомков.
Вот так каблучками-бантиками Людовик XIV покорил внутренних и внешних врагов, да еще внес смятение в половую самоидентификацию мужчин на столетия вперед.