Каждый, кто окажется в столице этим летом, сможет увидеть удивительную выставку, на которой впервые в истории работы русских авангардистов оказались рядом с полотнами фовистов из Франции. Не исключено, что особо впечатлительные захотят даже начать писать в «диком» стиле. Именно для них — наша подробная инструкция.

Давид Штеренберг
Натюрморт
Конец 1900 — начало 1910-х. Частное собрание, Москва
Тем, кто решил выбрать цвет основой выразительного языка в своем творчестве и пойти по пути русского авангарда, необходимо совершить 9 следующих шагов:
Определиться с терминами
В 1905 году вице-президент Осеннего салона в парижском Гран-Пале Жорж Девальер объединил в одном зале близкие по стилю работы бывших учеников Гюстава Моро, таких как Анри Матисс, Жорж Руо, Альбер Манген, Шарль Камуэн, Альбер Марке. Известный французский критик Луи Воксель, взглянув на собранные картины, назвал авторов fauve — «дикими». От слова fauve произошел термин «фовизм», его применяют к тем, кто уходит от привычной предметной живописи и старается передать или вызвать эмоции цветом.
Внимание: «русского фовизма» по большому счету не существует, но такие экспериментаторы, как Ларионов, Кончаловский, Машков, Богомазов, Кульбин вдохновлялись именно «дикой» французской живописью и немецким экспрессионизмом, доступными в коллекциях русских купцов.


Анри Манген
Купальщица
1906. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Анри Матисс
Испанка с бубном
1909. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Поставить личное восприятие выше натуралистической точности
Чтобы прочно встать на путь русского авангарда, необходимо отказаться от полутонов и светотени, использовать предельно интенсивные локальные цвета, контрастные сочетания, плоскостные формы. Можно ориентироваться на работы Машкова, Кончаловского, Лентулова. Из них следует, что реалистичность фигур и предметов — не главное; слом формы — необходимая жертва в пользу экспрессии. Обязательное условие: выбирать «дикие» темы и сюжеты, это помогает художнику выразить собственный взгляд. Не надо подражать натуре, надо передать свое личное восприятие объекта. На этом этапе пригодятся знания о соответствующих течениях европейской живописи и смелость, чтобы сочетать их с местными фольклорными традициями, городской культурой и промыслами.

Пётр Кончаловский
Наташа на стуле (портрет дочери художника)
1910. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных, Москва
Отказаться от академического подхода
Далее следует ознакомиться с формулировками из манифеста модернизма в изложении скульптора Издебского: «от классического академизма через все ступени победно шествующего импрессионизма к последним граням, к последней красочной глубине». Иными словами, задача «дикого» художника: показать, что живопись самостоятельна, она не отражает реальность, а создает свой полноценный мир.

Сергей Лобанов
Белый флигель
1914. Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров
Обращаться к импрессионизму
Практически обязательно на пути поисков новых выражений наследовать идеям импрессионистических и постимпрессионистических течений. Рисуя с натуры, не стремиться исказить реальность, а стараться передать сиюминутное состояние природы и объекта. Не надо четких контуров, достаточно фактурного мазка и контрастных цветов.

Алексей Кокель
Обнаженная мужская модель со спины
1906–1907. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Двигаться от символизма к авангарду
Попробовать сделать шаг в сторону авангарда. С помощью «упрощенной» экспрессивной живописи постараться с большей пронзительностью и откровением передать реальность — не во внешнем сходстве, а в ощущениях, эмоциональных состояниях, настроениях общества. Ориентироваться на работы Гончаровой, Лентулова, Баранова-Россине — в свое время эти молодые авторы выглядели как противники эстетики, бросающие вызов вечным задачам искусства.
Внимание: их экспрессию, в том числе в выборе неэстетских сюжетов и персонажей, легко принять за подражание французскому импрессионизму и пуантилизму, но это не так.

Владимир Баранов-Россине
Апокалипсис. Этюд № 3.
1912. Собрание Валерия Дудакова, Москва
Найти мецената
Для этого полезно изучить опыт «диких» начала прошлого века. Вспомнить, что первые выставки-салоны французских и русских авторов организовал журнал «Золотое руно», а спонсировал Николай Рябушинский. Когда Рябушинский обанкротился, Лентулов и Ларионов встретили Сергея Лобачева. В 1910 году он стал спонсором легендарной выставки «Бубновый валет» на Воздвиженке. Критики назвали мероприятие «сумасшедшим домом», а авторов работ «помешанными». Такой диагноз был поставлен в первую очередь Кандинскому, Малевичу, Барту. Именно это «медицинское заключение» критиков привлекло внимание великих коллекционеров Щукина и Морозова. Но если Щукин в основном привозил в Москву работы французских авторов, то Морозов начал с произведений «бубновалетовцев».


Илларион Скуйе
Старик в синей шляпе
1912–1913. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва
Зоя Матвеева-Мостова
Кавказ. Базар
1912. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
Быть проще, но глубже
Освоившим предыдущие рекомендации, пора обратиться к русскому городскому фольклору — лубочной картинке, ярмарочной фотографии, трактирной вывеске и расписному подносу. Вставшим на путь авангардизма (в отличие от символизма, импрессионизма и реализма) следует уделять внимание не столько деревенской, крестьянской, сколько городской жизни. Обращаясь к фольклору, «русские дикие» должны не стремиться к стилизации, а пытаться проникнуть в суть народного творчества, добиться той же искренности и выразительности, свойственной народным мастерским. Если западные художники использовали арабское искусство, то русским следует обратиться к шедеврам отечественной иконописи. Нелишне начать коллекционировать народные «сувениры» из неевропейских стран. Примитивизм — это то, что отличает практически всех русских авангардистов.

Пётр Кончаловский
Натюрморт с гранатами
1908. Государственный музей-заповедник Ростовский кремль
И шире
Здесь примером может служить образованное в Петербурге в 1910 году объединение авангардистов «Союз молодежи». Его активная участница Ольга Розанова пропагандировала максимально широкий взгляд на мировые тенденции в искусстве. Ее сторонники признавали совершенно всё, что дает импульс для обновления художественных смыслов в целом, что говорит об искусстве будущего: мюнхенских модернистов, молодых скандинавских авторов, мирискусстников, эстетику, мистицизм и прочее. Все то, от чего «московские дикие» отходили.

Ольга Розанова
Цветы на окне
Начало 1910-х. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва
Приготовиться
Встав на «дикий» путь, придется смириться с тем, что он недолог. Во Франции фовизм, как течение, просуществовал не более пары лет. Примерно такая же судьба у «русских диких».

Давид Бурлюк
Полдень на Днепре
1910. Серпуховский историко-художественный музей
Инструкция подготовлена под руководством кураторов совместного проекта Музея русского импрессионизма и ГМИИ имени А. С. Пушкина «Русские дикие», представляющего фовистские работы европейских и русских художников начала XX века.
Выставка открыта до 28 сентября