Самая высокооплачиваемая артистка планеты бьет все рекорды. Долго ли в Швеции будут покупать ковбойские шляпы и стоит ли приглашать сладкоголосую Тейлор в свой город? Разгребаем завалы вопросов после The Eras Tour.

Larry Busacca / TAS / Getty Images
Присутствие в современном инфополе Тейлор Элисон Свифт, все еще юной певицы из крохотного боро в штате Пенсильвания, чем-то похоже на пресс-релиз любого фрешмена отечественной сцены: только уникальные достижения. Описывать их уместно исключительно с прилагательным «самый» в начале каждого предложения.
Самая высокооплачиваемая артистка планеты, самый кассовый гастрольный тур, самая большая фанатская база, самый «нужное подчеркнуть». Ее деятельность меняет мировую экономику, а концерты приносят миллиарды долларов. «Голос» ее поклонников настолько громок, что способен заткнуть политиков и воротил индустрии. Вокруг Свифт строятся теории заговоров, а мировые СМИ готовы превращать в лонгриды 15-секундное появление на экранах во время футбольной игры. Ее The Eras Tour разделил историю популярной музыки на «до» и «после».
Мы решили разобраться, как кантри-певица, получавшая на старте карьеры отказ за отказом в столице жанра Нэшвилле, вдруг превратилась в икону, а также посчитать, действительно ли появление Тейлор в вашем городе решит проблему недостроенных дорог.
Миллиард долларов и никакой косметики
Начнем с конца: вы могли хоть весь прошлый год не вылезать из своей желтой подводной лодки, но про Тейлор Свифт и умопомрачительную математику вокруг нее слышали наверняка. Что говорить, Свифт заработала свыше миллиарда долларов своей основной деятельностью. Той же Рианне для этого потребовалось уйти в продажу косметики, например. Роман Тейлор с тайт-эндом (позиция на поле такая) команды НФЛ «Канзас-Сити Чифс» Трэвисом Келси отправил американский футбол на первые страницы изданий по всему миру: от Англии до России. Но главным инфоповодом последних месяцев остается ее грандиозный концертный тур. Оставив в связи с пандемией без гастрольной поддержки аж три своих альбома Lover, Folklore и Evermore Тейлор объединила всю свою дискографию в трехчасовое шоу. Чтобы понять уровень ажиотажа: в первый же день продаж платформа Ticketmaster попросту «легла». Что, впрочем, не помешало установить рекорд в тот же самый день: ни один артист до этого не продавал более 2,4 млн билетов за сутки. Следующий рекорд поставила запись концерта Taylor Swift: The Eras Tour собрала в прокате астрономические для жанра 250 млн долларов.
А там, где есть спрос, есть и предложение: экономика городов, куда приезжает Тейлор, значительно меняется по мнению большинства СМИ, общественных деятелей, а также крайне преданных, хоть порой и не в меру токсичных «свифтис» (так себя называют фанаты певицы). Под звук непрекращающегося шелеста купюр даже родилось два термина: «свифтономика» и «свифтфляция». Тейлор Свифт действительно не просто музыкант, а истинный феномен… Эпохи соцсетей. Скорости, предлагаемые XXI веком, распространяют любые мифы и легенды гораздо эффективнее, чем это делала народная молва в былые времена. Но давайте просто обратимся к истории.
Временное явление
Концерты в рамках The Eras Tour приводят к неконтролируемому росту цен на определенные виды услуг, от перевозок до гостиничного бизнеса, это вынуждает владельцев смежных сфер повышать цены. Но есть ли в этом хоть что-то существенно новое? Шоу мировых знаменитостей и крупнокалиберные мероприятия проходят по всей планете не первое десятилетие. Подобные события действительно оказывают влияние на различные экономические процессы, только вот влияние настолько краткосрочное, что нет никакого смысла придумывать ему отдельное название. Допустим, прошлым летом в Европу вторглась не только сборная «Свифтис», но и национальные команды разных стран по футболу. Как вы думаете, что ответят в пивоваренных холдингах на подсчеты прибыли от продаж сувенирной продукции с концертов Тейлор Свифт? «Подержите наше пиво», вот что там ответят.
Безусловно, организация шоу звезды моментально сказывается на ценах в некоторых конкретных секторах, но на долгосрочный эффект даже в их границах повлиять не может. В конце концов, любой концерт хоть самой популярной артистки мира, любое массовое мероприятие подобного масштаба ограничено временной шкалой. Реальный же рост экономики строится на долговременных структурах потребления. Одним из самых забавных подтверждений «свифтономики» была оценка роста спроса на ковбойские шляпы в Швеции во время визита Тейлор Свифт в Стокгольм. Продажи выросли на 155 % радовались локальные эксперты. Интересно с какого показателя, с нуля? И как чувствуют себя местные продавцы ковбойских шляп теперь?
Свифтономику изобрели битлы
Швеция, к слову, является отличным примером работы именных экономик, ведь незадолго до Тейлор в страну приехала с гастролями Бейонсе. А вместе с дивой туда же прибыла многотысячная армия фанатов, посеяв среди местного населения инфляционную панику. Что было дальше? Примерно как с романом на одну ночь: цены чуть покувыркались, а потом сделали вид, что ничего не было. Индустрия развлечений существует уже очень давно когда-то невозможно было представить себе что-либо дороже концертного шоу Майкла Джексона. Сегодня Тейлор Свифт бьет прежние рекорды заполняемости стадионов. Для того чтобы летом уступить первенство двум стареющим гопникам из Манчестера.
Музыканты, приобретающие статус богов еще при жизни, создали свои религии задолго до рождения этой певицы из Пенсильвании. Существует шутливое утверждение, что всю популярную музыку придумала группа The Beatles. Битлы изобрели и «свифтономику».
Хороша мечта к обеду
Вернемся к началу: сомнение в долгосрочном влиянии певицы на экономику городов и стран не отменяет факта влияния певицы на умы их жителей. Никто не будет спорить с тем, что Тейлор Свифт сейчас является одной из самых известных артисток мира. Но смеем утверждать, что феномен ее бешеной популярности также лежит вовсе не в плоскости ее творчества. Это результат безукоризненного тайминга.
Как и в случае с неконтролируемым распространением информации и нынешними скоростями, так и в случае с современным идолопоклонничеством есть своя шутка: гонимая трендами публика не часто вспоминает, что 34-летняя Тейлор отдала сцене уже без малого 20 лет. Охватившая мир «свифтомания» кропотливо вынашивалась и готовилась все это время. Из Тейлор лепили образ, дороже которого в Америке не продашь ни один другой, ту самую «мечту». Лепили до тех пор, пока не настал идеальный момент. Последние декады музыкальным рынком страны правили афроамериканцы, которые разошлись настолько, что ко всеобщим премиям добавили свои собственные. В качестве экзотического сезонного меню их разбавляли женоподобными мальчиками из Южной Кореи. Все это безукоризненно работало, пока огромный пласт американской публики практически полностью не лишился героев, за которыми мог не только наблюдать, но с которыми мог себя ассоциировать. Закрывать глаза и представлять себя таким же. Предыдущая икона поп-музыки давно сошла с ума и развлекает зрителя лишь танцами в зомби-зоопарке имени себя, на импортных «айдолов» смотрят как на персонажей аниме, в душе ожидая, когда очередной из них выйдет в окно, не справившись со стрессом. Гангстеры от рэпа давно променяли гетто-кварталы на фешенебельные белые районы, при этом их сообщество остается достаточно закрытым и с весьма четкой позицией по поводу расового превосходства.
Но тут («никогда такого не было, и вот опять!») появляется провинциальная блондинка, стремящаяся к звездам с акустической гитарой наперевес. Артистка, которая открыла нужную дверь даже не с третьей попытки. Певица, на чьи таланты покусились бездушные продюсеры (если убрать вопросы человеческой этики, в конфликте Свифт и Big Machine Records именно лейбл поначалу строил аргументацию исключительно на условиях контракта, впрочем, когда это волновало зрителя?), но она выстояла, добилась справедливости и народной любви. Девушка, чьи драматические расставания с легкомысленными коллегами и прочими актерами привели ее к сказочному финалу идеальному роману со звездой самого американского спорта. Потомок европейских эмигрантов, имеющая в резюме строчку «Человек года». Тейлор Свифт олицетворяет собой глобальный шоу-бизнес в классическом его понимании. Ее феномен вовсе не в том, что она выдающийся артист. А в том, что прямо сейчас она и есть Америка.