Трое в одноместной капсуле

Заря космической эры. Разведка узнает, что у американцев вот-вот появится принципиально новый космический корабль. Партия дает задание, и советские конструкторы осуществляют самый дерзкий проект в истории, чтобы удержать лидерство в неземной гонке.

«В ближайшее десятилетие американцы должны быть на Луне. […] США должны догнать и перегнать СССР в космосе — это наша национальная задача». В те годы, когда Джон Кеннеди сделал такое заявление, это могло вызвать разве что снисходительную улыбку у советских функционеров от космоса. Ну, серьезно, где мы, и где они!

РИА Новости

Все более или менее значимое в этой сфере сделали мы, и сделали первыми: запустили на околоземную орбиту искусственный спутник, отправили в космос животное/человека/женщину, посадили автоматическую межпланетную станцию на Луну и вывели на марсианскую орбиту, облетели вокруг Луны, сфотографировали ее обратную сторону. Да что там говорить, одна наша Валентина Терешкова провела на тот момент в космосе больше, чем все американские мужчины вместе взятые.

И вдруг советская разведка узнает, что янки успешно работают над проектом космического корабля для двух человек. Более того: они собираются первыми выйти из него в открытый космос. Полеты уже намечены на 1965 год. Как же так?! СССР должен быть во всем первым, в этом его фишка. Решение приняли со скоростью света: в целях обеспечения приоритета Советского Союза в осуществлении космических полетов многоместных кораблей и осуществления первого в мире выхода человека из корабля в космос срочно переделать одноместные корабли «Восток» в трехместные «Восход».

Хрущев поставил С. П. Королеву четкую задачу. Инженер-конструктор Б. Е. Черток вспоминает, как это было: «Королев подошел к спускаемому аппарату Терешковой и через открытый люк стал молча внимательно разглядывать внутреннюю компоновку. Потом быстро повернулся ко мне и Феоктистову и сказал: 'Вот вам задание. Вместо одного здесь надо разместить троих»«. Чтобы было понятно современному человеку: это превратить электросамокат в автобус.

Работа над первым кораблем серии 'Восход» закипела. Надо учесть, что до этого на орбите побывало всего 6 пилотируемых «Востоков». Практический опыт невелик. Многое делалось впервые. Отлаженных технологий не хватало. Но хуже всего, что из-за космической гонки престижа на все это было адски мало времени.

Изменить внешние размеры корабля нельзя. Пришлось расширять внутренние. Первое, что убрали из спускаемого аппарата, — катапультируемое кресло. Поставили три обычных и развернули их на 90 градусов по отношению к изначальному положению. Но время поджимало, и переделывать приборную панель не стали. То есть управлять «Восходом» из кресла невозможно, надо отстегиваться и перемещаться.

А как перемещаться в одиночном корабле троим в скафандрах? Отказались от скафандров. Инженеры заверили, что это безопасно, разгерметизация невозможна. Однако оставался вопрос с катапультируемым креслом. Точнее, с отсутствием трех таких. Ведь это была не опция, не прихоть. «Востоки» очень жестко приземлялись. Поэтому космонавты заранее катапультировались и продолжали снижаться на парашюте.

Чтобы смягчить удар при встрече с землей, парашютную систему «Восхода» усилили твердотопливным тормозным двигателем, включавшимся по сигналу высотомера. Систему жизнеобеспечения трогать не стали — корабль в результате переделки и так потяжелел более чем на тонну. А это означало, что объем кислорода, рассчитанный на одного космонавта, будут расходовать трое. Выдыхать углекислый газ они тоже будут втроем. Но нам очень надо было быть первыми.

РИА Новости (2)

И вот после нескольких переносов «Восход-1» стартовал 12 октября 1964 года. Полет, в успехе которого знающие люди сомневались, прошел на удивление гладко. Более того, экипаж попросил продлить его еще на сутки. Это, конечно, было бы эффектно, но опасно и бессмысленно. Как заметил начальник отдела по подготовке и обеспечению космических полетов Главного штаба ВВС Н. П. Каманин: «Лишний день полета ничего не мог прибавить к одержанной победе». Миссия завершилась, как и планировалось, через 41 минуту и 3 секунды.

Кстати, об экипаже, а это В. М. Комаров, К. П. Феоктистов и Б. Б. Егоров, в него впервые помимо командира вошли научный сотрудник и врач соответственно. Собственно, раньше ничего подобного и быть не могло, ведь летали поодиночке. В общем, ожидаемый эффект достигнут: американцы — в шоке. Они только еще готовят двухместный корабль, а у русских уже трехместные!

Воодушевлены рискованным успехом были и конструкторы, и политработники. Уже планировались длительная научная экспедиция, полет сугубо женского экипажа с выходом в открытый космос, хирургическая операция на орбите и т. д., все, разумеется, первое в мире. Но многое из этого так и не сбылось. Весной 1967-го впервые в истории космонавт погиб во время полета. Это был тот самый командир «Восхода-1» Владимир Комаров — единственный в мире, кто на тот момент побывал в космосе дважды.

Владимир Комаров

РИА Новости

Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев

Владимир Мусаэльян / ТАСС

А летом 1971 года произошла еще одна трагедия. Экипаж «Союза-11» в составе командира Г. Добровольского, бортинженера В. Волкова и инженера-испытателя В. Пацаева погиб от резкого понижения давления в спускаемом аппарате. Дело в том, что после триумфа «Восхода-1» советские космонавты так и продолжали летать без скафандров. «Форсирование привело к спешке, спешка — к гибели Комарова, а трагедия с Комаровым породила массовую перестраховку», — так Н. П. Каманин пояснил в своем дневнике причину, по которой СССР в итоге потерял космическое лидерство.