Богатство в Океании: головы врагов и монеты в 4 тонны

Представления о богатстве у народов Полинезии и Микронезии были весьма странными. Гигантские каменные диски размером с человека или татуированные головы применялись как валюта, на них можно было купить жен, еду и политическое влияние. Выясним, что такое та-моко, мокомокаи, раи и нифо-оти — и узнаем, удобная ли это замена деньгам.

01.

Татуировки на лице

Wellcome Collection

Museum of World Culture

Wellcome Collection

Маори — некогда воинственный народ, и его артефакты отличаются зловещей первобытностью. Величайшим сокровищем племени почитались татуированные головы вождей. Их бережно хранили в специальных сундучках, смазывали маслом и доставали на праздники, разглядывая, словно музейные экспонаты. И каждое лицо (не только вождя, но и любого воина) несло на себе историю — своего рода паспорт владельца. Встретив мужчину, вы тут же понимали: откуда он, каким ремеслом зарабатывает на пропитание, а главное — в каких битвах участвовал и сколько врагов убил.

Татуировка на лице называлась та-моко, и чтобы получить ее, нужно было отправиться в паломничество к специальному мастеру, поститься, а затем перенести очень болезненный процесс набивания рисунка. Картина наносилась не иглой, а каменным зубилом. Его смачивали в чернилах из кордицепса и затем в прямом смысле били им по лицу — иной раз настолько сильно, что щеку прошивало насквозь. По завершении хижина, где происходил ритуал, сжигалась, а воин отныне носил личное знамя на лице.

02.

Каменные деньги

Соседи полинезийцев, микронезийцы, были гораздо миролюбивее, и вместо отрубленных голов предпочитали иную валюту. Впрочем, не менее экзотическую. Здесь вы можете найти огромные каменные «монеты» весом до 4 тонн. Они известны как раи, и некогда на них покупали всевозможные богатства: жен, еду, политическую лояльность. Известняк добывали на островах Палау и Гуам, где заготовки обтесывали с великим трудом. Затем с еще большими сложностями их отправляли к месту назначения на бамбуковых плотах. Нередко во время транспортировки гибли лучшие мужчины племени. Однако к этому относились философски: из огромных трудозатрат и складывалась стоимость этой валюты.

DEA / V. GIANNELLA / Getty Images

Другой источник ценности — история «монеты»: кем были ее хозяева, какие приключения они пережили на своем веку, какие человеческие судьбы с ней связаны. Мало было знать все это, нужно было еще и мастерски преподнести былины покупателю. Даже легендарный создатель первых раи — тот еще трикстер, своеобразный Гермес Микронезии, полубог Анагуманг, которому приписывают множество невероятных приключений. Всего на островах сохранился 13 281 камень (некоторым из которых 2000 лет!). Половина стоит в специальных «банках» — красиво украшенных площадях, где «монеты» хранятся на протяжении многих поколений.

Конец этой практике положило появление европейцев. Сначала ушлый авантюрист Дэвид О’Кифи продал местным жителям железные инструменты, микронезийцы наклепали сотни новых камней, и началась инфляция. Затем сюда пришло колониальное правительство, а с ним более прогрессивная, но куда более скучная валюта. Впрочем, камни раи не забывают: их все еще передают из поколения в поколение, сохраняя истории. Машину или яхту на такое не купишь, но вот некий вес в обществе — вполне.

03.

Головы врагов

Головы с та-моко были не только реликвией, но и желанной добычей для врагов. Они назывались мокомокаи, и стали в воинственной среде маори своего рода валютой. Чем более эпичную историю о жизни владельца рассказывала татуировка, тем выше была стоимость. Повергнув противника, воин срезал голову, а затем держал ее на пару в специальной печи, после чего коптил над костром и смазывал жиром из печени акулы.

Deutsche Fotothek

Museum of World Culture

Колоссальный всплеск охоты за головами начался с приходом европейцев. Они начали обменивать мокомокаи на ружья, что создало порочный круг. Маори, первыми купившие ружья, массово уничтожали соседей, добывали их головы, продавали иноземным морякам, получали новые ружья и устраивали еще более масштабные походы. В результате этих войн, получивших название «Мушкетных», погибло до четверти населения Новой Зеландии, а многие племена были уничтожены полностью.

Началась массовая подделка мокомокаи: татуировки набивали рабам, чтобы затем выдать их головы за престижные воинские. Молодежь же, наоборот, отказалась от обычая: та-моко из паспорта стали меткой смерти, слишком уж много желающих получить голову врага. «Мушкетные войны» прекратились так же внезапно, как и начались, — европейцы перестали продавать местным оружие. А затем — колонизация, христианизация, и вот уже искусство та-моко практически вымерло. Спасли его те самые мокомокаи, оставшиеся в коллекциях: по ним восстановили символический язык татуировки. Теперь они снова в моде, их носят местные политики, байкеры, богема и ревнители старины. К слову, самая известная коллекция — собрание голов британского офицера Горацио Робли, в которой было 40 образцов. Сейчас она хранится в Американском музее естественной истории.

04.

Боевые топоры Самоа

Еще одно экзотическое слово — нифо-оти, на этот раз из Самоа. Так здесь называли замысловатые боевые топоры из древесины «железного дерева». Они были украшены множеством узоров, которые, как и татуировки маори, сообщали многое о владельце. Это оружие было массивным, до 4 килограммов (для сравнения, средневековый меч весил около полутора). Пользовались им специфическим образом: врага оглушали обухом, а более тонкой гранью ломали ему кости. Это было нужно для того, чтобы не убить, а взять в плен и затем ритуально съесть во время государственного праздника. У местных вождей даже были специальные деревянные вилочки для деликатного поедания мозгов из черепа.

Sepia Times / Universal Images Group / Getty Images

Слово «государственный» использовано не по ошибке. Ситуация на Самоа и сопредельной ему Тонге была гораздо интереснее, чем у маори. Эти два острова к приходу европейцев были на более высоком уровне развития. Достаточно сказать, что до промышленной революции продуктивность сельского хозяйства здесь была самой высокой в мире. Самоа и Тонга уже имели развитые социумы с монархией, жречеством и аристократией. Однако представления о магии и каннибализме были архаичными. Так что топоры нифо-оти были воплощением этой смеси возвышенности и дикарства.

В отличие от камней раи и сушеных голов, с появлением европейских моряков феномен самоанских топоров не зачах, а расцвел. Привезенные из-за океана сельхозинструменты вдохновили мастеров на новые формы. А здешние воины оказались достаточно умелыми партизанами, чтобы использовать эти топоры в стычках с пришлыми. Так что еще долгое время колонизаторы попросту не решались осесть здесь — повторить судьбу Кука никто не хотел. Искусство нифо-оти не исчезло до сих пор. Топорами теперь никто не сражается, но регбисты из Самоа выносят их на поле перед игрой для показательного танца. В чем-то он выглядит даже внушительнее, чем хака новозеландцев.