Фрески Ростовского кремля предупреждают

Церковные росписи — Библия для неграмотных, раньше они раскрывали сюжеты Священного писания не умеющим читать. Но ход истории повернулся так, что сегодня даже образованным людям нелишне пояснить, что изображено на стенах и сводах культовых сооружений. Тем более что эти сюжеты напоминают нам, как следует идти по жизни. О трех таких рассказывает сотрудник музея-заповедника «Ростовский кремль», историк Алексей Медведев.

DeAgostini / Getty Images

Могучие белокаменные стены на берегу озера Неро в действительности никогда не имели оборонного значения. Это была резиденция митрополита Ростовской епархии. Поэтому роспись церквей и храмов, находящихся на территории комплекса, представляет особый интерес. Тем более что долгие годы она была сокрыта от мирян.

Раньше простые прихожане могли зайти далеко не в каждый храм. Так, живопись и роскошь внутреннего убранства домовых церквей митрополита Ростовского Иона Сысоевича предназначались в первую очередь ему самому и тем, кому он считал нужным эту красоту показывать. Сейчас храмы Ростовского кремля (изначально резиденции митрополита Ростовской епархии) открыты для посетителей.

Игра в кости — игра грешника

«Распятие»
Фрагмент фресковой живописи в церкви Воскресения в Ростовском кремле. XVII век

East News

В правом нижнем углу фрески «Распятие» римские воины с азартом бросают игральные кости. Они разыгрывают одежду Христа. Евангелист Иоанн записал:

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19:23–24).

Кости — азартная игра, такие развлечения осуждались в христианской культуре. В своде правил поведения XVI века — «Домострой» священника Сильвестра — недвусмысленно говорилось:

«Всякий, кто песни бесовские любит, костями и шахматами увлекается — если и сам господин, и дети его, и слуги, и весь дом творят такое, а господин им не препятствует и не спасает их души, — так все вместе прямиком в ад пойдут, да и здесь уже будут прокляты всеми».

Видя играющих воинов в сюжете «Распятие», христианин получал напоминание: мучители Иисуса играют в кости — не надо им уподобляться.

Не сотвори кумира

«Сокрушение языческого идола»
Фрагмент фресковой живописи в церкви Иоанна Богослова в Ростовском кремле. XVII век

Pierre André Leclercq

В житии преподобного Авраамия рассказывается о чудесном событии, произошедшем недалеко от Ростова. Святой отправился в Царьград молиться Иоанну Богослову, но апостол явился ему уже в самом начале пути — на берегу небольшой речки Ишни. Он дал Авраамию свою трость, благословил его и велел вернуться в Ростов Великий, чтобы разрушить идола, которому поклонялись горожане. Дальше сказано, что идол рассыпался в прах от одного прикосновения трости.

Это изображено на фреске церкви Иоанна Богослова. Сцена состоит из двух эпизодов. Слева — встреча на берегу Ишни. Авраамий представлен дважды: сначала он стоит рядом с апостолом, а затем преклоняет пред ним колени. У Иоанна в левой руке — тонкий жезл с крестом на вершине.

Справа — преподобный сокрушает этим жезлом идола Велеса, бога скота. Тот изображен, как было принято на голландских гравюрах: нагая статуя в короне опирается на щит. Идол, как и Авраамий в первом эпизоде, нарисован дважды — в полном величии и расколотым на части. Пока он стоит на пьедестале — сверкает золотом. Это говорит о том, что ложные учения всегда соблазнительны. Однако их великолепие обманчиво: жезл святого, простой, но наполненный благодатью, сильнее их кажущегося величия.

На месте капища, где произошло свержение кумира, преподобный построил церковь Богоявления — первое здание будущего Авраамиева монастыря — как символ торжества христианства над язычеством в Ростовской земле. Апостольская «трость», по преданию, хранилась в монастыре у мощей преподобного, эту святыню Иван Грозный взял с собой в военный поход 1552 года, завершившийся падением Казани.

Помни о смерти

Фрагмент фресковой живописи в церкви Спаса на Сенях. XVII век

East News

В древнем Вавилоне пророку Даниилу было видение о конце света: из бушующего моря один за другим вышли четыре чудовищных зверя. Как объяснил пророку ангел, звери представляли четыре великих царства, которым суждено последовательно властвовать на земле до Судного дня. У раннехристианских толкователей были разные мнения на этот счет.

Святой Ипполит, римский богослов III века, видел в льве с орлиными крыльями могущественное Вавилонское царство. Медведь у него олицетворял Персию, барс с четырьмя головами — империю Александра Македонского, распавшуюся на части после его смерти. А вот страшный зверь с десятью рогами, по мнению Ипполита, — это уже не что иное, как современный ему Рим.

В этом многие теологи с ним не соглашались: ведь в Римской империи жил Христос, а император Константин сделал христианство официальной религией. Преподобный Ефрем Сирин считал, что вместо Римской империи подразумевается Мидия времен Дария.

В церкви Ростовского митрополита в облике зверя, «похожего на медведя», изображена Римская империя. «Как лев, но у него крылья орлиные» — империя Александра Македонского. «Яки рысь, на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы» — Персия, а многоголовое чудище, «страшный и ужасный и весьма сильный» — Вавилон, но не тот, что в Древнем мире, а будущее царство Антихриста, которое разрушит Христос. 

Изображение четырех зверей — это фрагмент росписи западной стены церкви Спаса на Сенях, представляющей сцены Страшного суда. Именно эту картину видел перед собой митрополит Иона Сысоевич, когда выходил из царских врат во время богослужения, ибо об этом надлежит помнить при жизни каждому христианину.