Сериалы часто становятся важной частью нашей жизни: мы относимся к персонажам как к старым приятелям и мечтаем о том, как после тяжелого дня проведем вечер в их компании, сидя перед телевизором. Но у зрителей редко появляется возможность вырасти, повзрослеть и состариться вместе с любимым шоу. Один из главных примеров телевизионного долгожительства — британская мыльная опера «Улица коронации», которая выходит на канале ITV с 1960 года.
Конец 1960 года — это время, когда избранный президент США Джон Кеннеди еще не въехал в Белый дом, а четыре молодых парня из Ливерпуля даже не мечтали о всемирной славе. В Британии вечер 9 декабря ничем не отличался от завершения любого другого дня: тысячи работников покидали фабрики и заводы, чтобы отдохнуть в джентльменских клубах, повеселиться в танцевальных залах или восхититься игрой Кирка Дугласа в эпическом пеплуме «Спартак» Стэнли Кубрика. А кто-то отправился домой, развалился в кресле с бутылкой пива или чашкой чая с молоком и включил телевизор. В тот вечер по каналу ITV показывали новую программу под названием «Улица коронации». Ее анонсировали как мыльную оперу, «исследующую жизнь рабочего класса на севере Англии». Миллионы зрителей устроились поудобнее.

Mary Evans / All Film Archive / East News
Газеты на следующий день после выхода первой серии пестрели разгромными рецензиями. Критики поспешили объявить «Улицу коронации» низкопробной мелодрамой и ширпотребной затычкой для сетки вещания. Особенно резко высказался автор The Daily Mirror Кен Ирвин: в его заметке говорилось, что мыльная опера «с ее заунывной заглавной темой и безрадостным видом малоэтажной застройки обречена с самого начала». Другой критик Джек Белл тоже усомнился в том, что зрителям захочется «два раза в неделю наблюдать за монотонной бытовухой».
Рецензии подтвердили сомнения руководителей компании Granada Television, к которой относился канал ITV. Те тоже не понимали, чем может привлечь британских обывателей сериал о жизни точно таких же обывателей — простых работяг, чья жизнь на экране не состояла из необыкновенных приключений или абсурдных ситуаций.
К их удивлению, именно реалистичность и приземленность стали главными причинами успеха «Улицы коронации».
То, за что сериалу предвещали провал, приковало зрителей к экранам. Им наконец показывали не утонченных аристократов, гениальных детективов или неукротимых супергероев. Они видели персонажей, которые могли быть их соседями или коллегами. В их жизни на экране британцы видели отражение своей.
Певице Силле Блэк, которая в середине и конце 1960-х оккупировала британские чарты вместе с The Beatles, было 17, когда по телевизору показали первую серию сериала. Она была обычной ливерпульской девчонкой, но даже много лет спустя, добившись успеха и популярности, отчетливо вспоминала свою мысль при просмотре первой серии мыльной оперы: «Вау, они такие же, как мы. Это чудесно».
Сюжет сериала был закручен вокруг жизни на одной улице в вымышленном городке в окрестностях Манчестера. До «Улицы коронации», да и зачастую после нее, авторы выстраивали разные сюжетные линии вокруг ситуации, которая объединяла персонажей. Но 23-летний Тони Уоррен, написавший сценарий к первым эпизодам мыльной оперы, сделал акцент на повседневности.



Granada Television / All Film Archive / Mary Evans / East News (3)
В первой серии завязкой служат совершенно обыденные и даже заурядные ситуации: отец из рабочего класса за ужином обвиняет сына-студента в заносчивости и в том, что тот стыдится происхождения; по соседству мать ругает своего сына, недавно вышедшего из тюрьмы, за то, что тот не прикладывает достаточно усилий, чтобы найти работу; хозяйка местного магазинчика готовится передать бразды правления, чем вызывает переполох среди постоянных покупателей. Споры об отношениях и деньгах в «Улице коронации» с самого запуска сериала происходили на фоне домашних дел вроде ремонта проколотой шины у велосипеда.
Именно такие моменты вызывали у зрителей наибольший эмоциональный отклик. «Улицу коронации» неслучайно называют не только мыльной оперой, но и slice of life — то есть буквально «срезом жизни». В отличие от элитарной драмы, где бытовые условности могут игнорироваться в угоду зрелищности и авторскому видению, поджанр slice of life основывается на внимании к мелочам.
Такой подход сближает персонажей и зрителей: и те, и другие сплетничают с соседями и о соседях, ссорятся с родными из-за глупостей и экономят в ожидании зарплаты.
А еще «Улицу коронации» относят к прообразам реалити-телевидения — формата, когда обычные люди делают обычные вещи, а другие обычные люди, к недоумению критиков, с огромным интересом за этим наблюдают.
«Ты закрывал глаза и видел перед собой те самые салфетки и скатерти, — рассказывал редактор сценария Гарри Кершоу. — Ты втягивал носом воздух и чувствовал запахи подгоревших сосисок, дешевого лака для волос и горького пива». «Улица коронации» была не первым сериалом с акцентом на повседневность — ее часто сравнивали с мыльными операми 1950-х, «Семьей Гроув» и «10-м отделом скорой помощи». Но даже похожие по стилю и формату программы уступали будущему хиту ITV в плане реализма. Историк Элвин Тернер говорил: «Эти, другие, сериалы были срезами жизни, но „Улица коронации“ была самой жизнью».

Создатель «Улицы коронации» Тони Уоррен, 1980
Mirrorpix / Getty Images
Сериал стал хитом почти мгновенно.
С 13 запланированных серий его продлили на неопределенное будущее, которое растянулось как минимум на 65 лет. Рейтинг вырос с 10 миллионов зрителей за эпизод до 15, а затем и до 20. «Улицу коронации» обсуждали в офисах и на лестничных площадках.
Молодую аудиторию она привлекала вниманием к социальным проблемам — за долгую историю в сериале затрагивали темы расового неравенства, подростковой беременности, домашнего насилия, права на смерть и многие другие. Пожилым людям тоже находилось кому сопереживать. Благодаря разнообразию персонажей зрители любых взглядов и любой социальной принадлежности могли найти в «Улице коронации» фаворитов для себя. Вместо закрытия «обреченный» сериал сплотил нацию.



Mary Evans / All Film Archive / East News (3)
Британцы настолько переживали за судьбы любимых персонажей, что даже пытались предупредить их о подстерегавших по сюжету опасностях. Например, когда одна из героинь начала встречаться с моряком, который скрывал от нее, что женат, зрители забросали ITV письмами на имя героини, разоблачая двуличного любовника. А актера, игравшего моряка, как-то на выходе со студии остановил мужчина, пригрозивший, что изобьет его, если он «не оставит Элси в покое».
Другой героине, когда у нее начались финансовые проблемы, работницы фабрики по производству дешевого замороженного горошка в письмах ITV советовали запасаться консервами их бренда. А когда у одной пары в сериале родились близнецы, зрители начали присылать им игрушки с поздравлениями. Если актер покидал сериал, преданные фанаты начинали строчить бродкастеру письма с мольбами разрешить им въехать в освободившийся дом.
Дошло до того, что продюсеры и сценаристы начали продумывать сюжетные линии с учетом возможной реакции зрителей.
Например, одну героиню в 1960-х нереалистично долго оставляли девственницей из-за беспокойства за моральный облик нации: создатели сериала опасались, что в противном случае многие юные зрительницы могли, подражая ей, пуститься во все тяжкие.
Кульминацией парасоциальных отношений (односторонние отношения, которые человек создает с публичной личностью, знаменитостью или вымышленным персонажем. — Прим. ЧТИВО) зрителей с сериалом в 1998 году стал ажиотаж вокруг сюжетной линии с ошибочным арестом одной из героинь за мошенничество. Зрители безостановочно звонили в приемную ITV с требованием «освободить Дирдре» и начали выпускать футболки с соответствующим лозунгом.


Granada Television (2)
Пиарщики лидера Лейбористской партии Тони Блэра, который тогда возглавлял правительство, решили воспользоваться ситуацией, связались с руководством канала и попросили держать их в курсе насчет того, как будет развиваться судьба несчастной Дирдре. Вскоре пресс-служба премьер-министра выпустила заявление от имени Блэра, призвав как можно скорее исправить сюжетную несправедливость. Оппозиция в ответ тоже потребовала срочно освободить Дирдре и наказать настоящих виновников аферы.
Конечно, сериал вряд ли продержался бы в эфире так долго, если бы его создатели делали акцент исключительно на повседневных мелочах и бытовых драмах. В 65 лет сериала, кажется, уместились самые невероятные повороты, какие только можно представить, включая обрушение крыши, побег из тюрьмы, свадьбу взломщика и жертвы проникновения со взломом, захват заложников в банке и несколько серийных убийц.
За более чем 11 600 серий в «Улице коронации» родилось почти 60 детей, состоялось более 130 свадеб (включая пять случаев двоеженства) и произошло 25 убийств.
Далеко не все эти сюжетные линии были безупречны: порой сценаристы в стремлении завладеть вниманием зрителей и вовсе доходили до абсурда. А иногда авторов «Улицы коронации» критиковали за то, как они обходили стороной некоторые проблемы, чтобы не причинять дискомфорт зрителям. Например, когда в 1970-х белая героиня взяла на воспитание двух темнокожих детей, ее соседи никак на это не отреагировали, но на самом деле расовые предрассудки наверняка спровоцировали бы пересуды среди работяг. Сериал упрекали в том, что он использует статус социальной драмы как приманку, хотя сюжет имеет мало общего с проблемами реальных людей.



Granada Television (3)
Но, несмотря на все это, «Улица коронации» не раз справлялась с угрозой закрытия, переживала уход звезд, смену руководства и поколений. Для многих британцев просмотр самой долгоиграющей мыльной оперы в истории телевидения стал неотъемлемым ритуалом, как партия в бридж, поход в паб или пятичасовой чай.
«Улица коронации» — точно не идеальный сериал, да и шедевром или гениальным произведением искусства его вряд ли можно назвать. Но в своей небезупречности он в очередной раз приблизился к реальной жизни. Та тоже часто оказывается далека от идеала. Возможно, именно поэтому «Улица коронации» до сих пор так дорога миллионам британских зрителей, и именно в этом кроется секрет ее долгожительства.











