Великий Редфорд

16 сентября этот мир покинул Роберт Редфорд — великий актер, активист, основатель фестиваля независимого кино «Сандэнс». Об одной из самых ярких, но принципиально державшейся в тени звезд Голливуда, рассказывает кинокритик и автор телеграм-канала «Кроненберг нефильтрованный» Андрей Загудаев.

Art Zelin / Getty Images

Молодой аудитории Роберт Редфорд, скорее всего, известен как злодей из марвеловского «Первого мстителя» или президент США из альтернативной вселенной графического романа «Хранители». Алан Мур, как и многие в Голливуде, считал, что из Редфорда мог бы получиться отличный политик. Это отражено в каноне комикса: по сюжету его герой провел на президентском посту 28 лет, или 7 сроков, что в реальности не может себе позволить ни один хозяин Белого дома.

Редфорд вел активную политическую и общественную жизнь, но не так громко, как это часто делают публичные люди.

Впрочем, были случаи, когда его статус большой звезды все же помогал решать определенные проблемы. Например, в середине 1970-х Редфорд пришел в программу «60 минут» и выступил против строительства электростанции недалеко от национального парка в Юте. Передача вызвала общественный резонанс, и вскоре проект закрыли.

Редфорд не боялся высказываться в поддержку прав коренных народов Америки и за отмену сегрегации. Но именно вопрос сохранения окружающей среды для него стоял острее других. Еще в 1980-х он выступил на крупном саммите по глобальному потеплению, в котором приняли участие ученые и политические деятели со всего мира, включая Советский Союз. Это мероприятие в итоге стало предвестником крупнейшего Саммита Земли, который прошел в 1992 году в Рио-де-Жанейро.

кадр из фильма «Первый мститель: Другая война», 2014 / WDSSPR

В 2016-м Редфорд получил медаль Свободы от Барака Обамы. Президент подчеркнул, что актер заслужил ее не только своей деятельностью в кино, но и активной общественной позицией. Любопытно, что нынешний глава страны Дональд Трамп, даже зная о критике в свой адрес, несколько лет назад публично признал заслуги Редфорда, назвав его «великим человеком».

Но прежде всего Редфорд вошел в историю как большой голливудский актер. Его карьера началась на рубеже 1950–60-х на Бродвее, но очень быстро продолжилась в Голливуде. Артиста с безупречной внешностью кинопродюсеры заметили уже после нескольких удачных спектаклей. Редфорд достаточно активно снимался все 1960-е, но первый по-настоящему большой фильм в его карьере случился лишь в конце десятилетия.

Эталонный бадди-муви «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» открыл миру идеальный дуэт Редфорда и Пола Ньюмана.

Актеры стали большими друзьями до конца жизни. Через несколько лет режиссер фильма «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» Джордж Рой Хилл внес парочку в летопись премии «Оскар» с «Аферой». Картина о двух мошенниках, которые проворачивают грандиозную махинацию со скачками, в 1974-м выиграла семь золотых статуэток, включая главную — за лучший фильм года.

«Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид», 1969

Twentieth Century Fox Film Corporation / Collection Christophel / East News

«Афера», 1973

Universal / All Film Archive / Mary Evans / East News

К тому времени за плечами Редфорда уже были легковесная, но очень симпатичная комедия «Босиком по парку», брутальная природная драма «Иеремия Джонсон» и политическая сатира «Кандидат», где актер блестяще выступил в заглавной роли. Киностудия придумала для фильма любопытную рекламную кампанию, во время которой Редфорд должен был ездить по штатам и как реальный политик публично на «встречах с избирателями» призывать их идти в кино.

Далее в фильмографии Редфорда появились экранизация «Великого Гэтсби», выдающийся политический триллер «Три дня Кондора» и, возможно, его главный актерский фильм — «Вся президентская рать». В этой картине Алана Пакулы, посвященной Уотергейтскому скандалу, Редфорд сыграл журналиста Боба Вудворда, одного из главных действующих лиц той истории. 

Удивительно, но актер, обладая модельной внешностью, почти всю свою карьеру избегал легких ролей красавчиков.

Редфорд как никто умел разрушить на большом экране собственный голливудский лоск и не заигрывать со зрителем, не выделяться, а погружаться в роль максимально глубоко, растворяясь в ней.

кадр из фильма «Вся президентская рать», 1976 / Wildwood Enterprises

«Из Африки», «Непристойное предложение», «Шпионские игры», тот же «Первый мститель» — его фильмография очень многогранна. Но она могла быть еще грандиознее. Например, Стэнли Кубрик предлагал ему главную роль в «Барри Линдоне», но артист отказался. 

Также Редфорда активно сватал продюсер Роберт Эванс на роль Майкла Корлеоне в «Крестном отце», утверждая, что он вылитый «северный итальянец». Коппола был непреклонен и в итоге выбрал Аль Пачино.

«Великий Гэтсби», 1974

East News

«Кандидат», 1972

Redford-Ritchie Productions

Возможно, сейчас мало кто помнит, но Редфорд пробовался на главную роль в культовом «Выпускнике», однако Майк Николс, увидев актера на пробах, сразу его забраковал. Режиссер сказал, что ни один зритель в мире не поверит, будто для героя с внешностью Редфорда проблема найти себе девушку. А вот от роли в «Вердикте» Сидни Люмета Редфорд отказался сам: не хотел играть отчаянного неудачника. Позднее она досталась его другу Полу Ньюману.

Интересно, что при такой славной актерской карьере Редфорд вошел в историю «Оскара» как режиссер.

В 1980 году он снял тончайшую семейную драму «Обыкновенные люди», с которой выиграл свою единственную золотую статуэтку (не считая почетной) — как лучший режиссер года.

На самом деле кривая взаимоотношений Редфорда с Киноакадемией не уникальна. Среди других актеров, которые на «Оскаре» блистали в первую очередь как кинопостановщики, можно сразу вспомнить Клинта Иствуда, Уоррена Битти, Кевина Костнера и еще несколько больших звезд. Но интересно, что Редфорд вошел в историю премии как один из шести режиссеров, которые получали «Оскар» именно за свой дебют.

John Kelly / Getty Images

AP / East News

Начиная с 1980-х Редфорд снимался намного меньше (по 5-7 картин в десятилетие), больше уделяя внимание режиссуре, общественной деятельности и своему главному детищу — кинофестивалю «Сандэнс».

Идея была проста: создать площадку для продвижения и популяризации американского независимого кино, которое в то время испытывало трудности. В итоге «Сандэнс» (кстати, названный в честь героя фильма «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид») за почти 45 лет своего существования превратился в один из самых влиятельных кинофестивалей не только Америки, но и мира. С него начинали многие большие режиссеры: от Стивена Содерберга и Кевина Смита до Квентина Тарантино и Кристофера Нолана. 

Как и в случае с общественной деятельностью, Редфорд и тут не стал тянуть одеяло на себя. Многие поклонники фестиваля даже не знали, что Редфорд — его основатель.

«Сандэнс» зажег множество звезд Голливуда, однако Роберт всегда оставался в тени.

Julien Hekimian / Getty Images

Но в этом и был путь Роберта Редфорда: являясь звездой планетарного масштаба, действовать, но не привлекать к себе внимания. Он так и не стал президентом США, но его заслуги перед кино и окружающим миром невозможно переоценить.