От заказа из молочной или мясной лавки до горячей пасты за несколько минут через приложение — сервис доставки за пару веков, кажется, достиг своего абсолюта, и развиваться дальше уже некуда. Но это не так, уверен глава Яндекс Лавки Вадим Петров.
Никита Павлюк-Павлюченко: Яндекс Лавка запустилась в 2019 году, был ли тогда в Москве спрос на экспресс-доставку продуктов и еды или вы сами его и сформировали? Я, например, шесть лет назад точно не осознавал, что у меня есть такая потребность. Шел ногами в магазин, и всё.
Вадим Петров: Есть разные пути. Первый — ты очень долго и упорно планируешь, устраиваешь фокус-группы, выверяешь идею, тестируешь-пилотируешь продукт, выводишь его на рынок. Либо второй вариант — из того, что есть под рукой, делаешь MVP (минимально жизнеспособный продукт. — Прим. ЧТИВА), собираешь клиентский отклик. Если все нравится людям, то продолжаешь развивать продукт, если нет — что-то в нем меняешь. И в том, и в другом случае ты, вероятно, придешь к одному результату. Только второй вариант — он чуть больше про веру в идею и энтузиазм команды. Вот Лавка — она скорее про такой подход. Она запускалась как настоящий стартап.

Но изначально тестировали идею на своих?
Да, изначально сервис тестировали на «яндексоидах» — сотрудниках Яндекса, которые работали в деловом квартале «Красная роза» в Хамовниках. Мы им сказали: ребят, вот есть такой сервис — позаказывайте продукты у нас. Отклик был хороший. В первый день мы даже «легли» — не выдержали нагрузки и в 50 заказов. Вообще, от идеи до прототипа приложения и первого заказа у нас прошел всего месяц. Уже потом мы стали думать: а кто наша аудитория, а какой ей нужен ассортимент, начали разбираться — какие товары можно привозить быстро, а какие — не получится. Сейчас, конечно, мы совсем по-другому смотрим на пользователя, на его потребности и так далее. А у клиента уже иные запросы и требования к нам.
Лавка «в цифрах» сегодня — это…
Это к декабрю 2025 года — 24 города, где доступен сервис, ежемесячная аудитория 7 млн человек, 5–6 тысяч товаров, которые можно заказать с доставкой от 15 минут, и 10 тысяч в большой Лавке, когда доставка занимает чуть больше времени — от 40 минут.
Если обычный заказ заменяет поход в магазин у дома, то большая Лавка — это уже целый гипермаркет в смартфоне.
Если убрать цифры за скобки, как качественно изменился сервис за шесть с лишним лет?
Вначале Лавка была просто сервисом по доставке продуктов. Со временем, когда мы стали лучше понимать свою аудиторию и задумались об ассортименте, фокус сместился с «мы быстрые, и у нас есть продукты» на «у нас классный ассортимент продуктов, а еще мы умеем привозить их быстро».
Ассортимент расширялся несколькими «волнами». Сначала мы увидели, что людям нравится бренд и опыт покупки в Лавке, поэтому мы запустили собственную брендированную продукцию из Лавки — это базовые продукты вроде молока, кефира и сыра. Далее — увидели большой спрос на готовую еду. И, наконец, в нашей доставке появилась горячая еда. Сейчас, в 2025 году, мы скорее супермаркет в онлайне, нежели доставка продуктов а-ля магазин у дома.


Запуск горячей еды тоже удался в короткие сроки?
Нет, тут все сложнее. Мы тестировали продажи сегмента «горячая еда» года три, и у нас долго не получалось. Почему сложно сделать горячую еду, которая понравится клиенту? Во-первых, ты должен ее приготовить быстро, потому что ты ограничен собственным позиционированием быстрой доставки. Это значит, что не может быть никакой долгой и обстоятельной готовки «из-под ножа», как в ресторане. При этом нам хотелось добиться такого результата, чтобы по качеству и восприятию эта горячая еда была «как дома». Мы достаточно долго были зажаты этими условиями. Но нам очень помог опыт коллег, которые пришли в нашу команду из quick service restaurant — так называемых ресторанов быстрого обслуживания.
А какими знаниями поделились с вами коллеги, имевшие опыт в фастфуде?
В первую очередь они помогли разобраться с рецептурой блюд, чтобы их можно было быстро производить и при этом без потери качества. Приведу пример: мы почти год делали замороженную котлету из говядины, вид и вкус которой не менялся бы после «доготовки» в дарккитчен. И у нас в итоге получилось. В наших планах довести долю сегмента «готовая еда» в продажах с нынешних 25 % до 30–35 % к 2030 году.

Даркстор — это большое или не очень технологичное помещение с полками, где сотрудники и собирают заказы. А как устроены ваши дарккитчен?
В основном все дарккитчен (или просто кухни) расположены внутри дарксторов. Да, иногда нам приходится прокладывать маршрут курьера так, чтобы по пути к клиенту он сначала заезжал в даркстор, а уже потом на кухню за горячей едой. Но таких случаев не много — мы стараемся располагать все в одном месте, потому что времени кругами по району ездить у нас нет. Внутри Лавки есть правило: если клиент добавляет в корзину что-то из горячей еды, заказ ему должны доставить максимум на пять минут позже.
Сама кухня — это помещение внутри даркстора, где установлено оборудование для доготовки еды. К этой зоне предъявляются те же требования (в том числе и санитарные), что и к кухням классических ресторанов.
А кто решает, какое блюдо появится или, наоборот, исчезнет из раздела «Готовая еда»?
Сначала мы изучаем аудиторию и ее запросы. Затем смотрим на то, что вообще продается на рынке продуктов и готовой еды. Ведь Лавка существует не в вакууме — у нас есть конкуренты среди сервисов доставки, существует традиционный офлайн-ретейл, работают рестораны, наконец. Мы анализируем это предложение. На выходе получается сводка, где видно, какие потребности есть и закрываем ли мы их.
Пример — приходят ко мне коллеги и говорят: «Вадим, у нас недостаточно детской готовой еды». Далее мы начинаем искать стороннего поставщика, который поможет закрыть этот пробел в ассортименте, — того, кто готов производить сырники, условно, в форме динозавриков или кошачьих лапок. Либо, если такого партнера нет, то идем на свое производство, где начинается работа над рецептом, — он меняется по 10–20 раз (пока нашему шеф-повару не понравится). Потом продукт пробует фокус-группа, и только после их одобрения продажа детских сырников запускается на всех клиентов Лавки.
В конце концов остается лишь наблюдать, как продукт продается. Если клиент за ним не возвращается, значит где-то была допущена ошибка. И нужно по всей цепочке пройтись заново. Хрестоматийный пример — это борщ, рецептуру которого мы переделывали около 30 раз. Зато теперь он возглавляет наш топ продаж.


Как сильно продукт зависит от локальных поставщиков? Иными словами, борщ в Москве и Новосибирске — он одинаковый?
Нет, это будут разные борщи. Россия — страна большая, московский борщ просто не доедет до Новосибирска, он испортится. В каждом регионе нашей команде приходится адаптировать блюдо под местных поставщиков и особенности рынка. Поэтому рецепт будет отличаться (пусть и не сильно).
Вообще, в Лавке до половины продаж приходится на ассортимент «фреш», то есть на продукты со сроком годности не более семи суток. Поэтому в разных регионах будут свои молоко, яйца и хлеб — каждый пятый товар от местного производителя.
Да, крупные «столичные» производители, как правило, тоже представлены в ассортименте, но не факт, что они выигрывают у местных.
Продавая готовую еду, какие потребности вы помогаете людям закрывать?
Основных — три. Во-первых, это еда на завтрак, обед и ужин. Во-вторых, обед в офисе. В-третьих, так называемый «семейный формат». Когда покупают не 200 грамм борща, а сразу два литра, чтобы за раз накормить всю семью.
Конечно, у нас есть пользователи, которые благодаря Лавке вообще больше не ходят в традиционный продуктовый ретейл. Других мы выручаем один-два раза в неделю. В любом случае — это сэкономленное время.
Эксперты говорят, что на развитие рынка готовой еды реагируют даже девелоперы — размер кухонь в квартирах становится меньше. Людям нужно место, чтобы разогреть еду, а не готовить ее.
Да, я слышал о таком тренде. Думаю, что это логичное следствие развития рынка доставки вообще и готовой еды в частности. Причем не только в России, но и в других странах. Знаю, что многие из тех, кто рассматривает покупку или аренду жилья, уточняют, есть ли в районе Лавка.

Из-за родства с Яндексом IT — ваша сильная сторона. Как технологии изменят Лавку в ближайшие годы?
Мы в Яндексе очень хорошо умеем улучшать пользовательский опыт. Уже сейчас можем рекомендовать человеку товары, которые больше всего ему подходят; предлагаем докинуть в корзину что-то из полезного, если не хватает суммы до бесплатной доставки; показываем потенциально интересные ему новинки. Так вот все эти сервисы станут еще быстрее и точнее. Поэтому если коротко, то один из главных трендов — это дальнейшая персонализация.
Конечно, огромную роль будет играть и искусственный интеллект (ИИ). Например, уже сейчас внутри Яндекс Лавки живет ИИ-ассистент, который помогает пользователю ориентироваться в нашем огромном ассортименте. Например, его можно попросить найти ингредиент для приготовления любимого блюда, и он сделает это. Другой сценарий — подобрать продукты под конкретную ситуацию, например, для просмотра кино дома или пикника с друзьями на природе. Наш помощник добавит все необходимое в корзину пользователя.
Лавка знает вас лучше, чем жена?
Мы внутри Лавки шутим, что в будущем будем знать клиента лучше, чем его супруг или супруга. Это наша цель. Но сервис точно помогает нам с женой уделять друг другу больше времени. Когда у нас родился первый ребенок, она ушла в декрет. Мы жили в режиме — жена у плиты, а я в офисе. Было сложно. Сейчас у нас уже двое детей, но нам сильно проще, потому что всегда есть возможность заказать еду домой. И хотя так лучше не говорить, но этот завтрак, обед или ужин будет не сильно отличаться от того, который могла бы приготовить супруга.
Сейчас готовой едой уже никого не удивить, но хочу напомнить, что еще несколько лет назад мы жили без таких сервисов, как Лавка, и очень много часов в неделю уделяли готовке. А сейчас это время можно потратить на родных, друзей и самого себя.
Реклама.
ООО «ЯНДЕКС.ЛАВКА», ОГРН: 1187746479250, 123112, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Пресненский, проезд 1-й Красногвардейский, д. 22, стр. 1, этаж 12, помещ. 12–40.
erid: 2W5zFGqAqeQ










