В 2023 году картина Пабло Пикассо «Женщина с часами» (1932) была продана на аукционе Sotheby's за 139,4 млн долларов, что стало второй по величине суммой, уплаченной на аукционе за работу Пикассо. На картине изображена женщина, сидящая в кресле с часами на руке. Это Мария-Тереза Вальтер, одна из любовниц Пикассо, ставшая героиней его самых чувственных и дорогих полотен. Историю страсти длиною в жизнь рассказывает арт-журналист, автор телеграм-канала Art Is New Sexy Мария Аборонова.
По легенде, в конце 1926 года Пикассо каждую ночь видел во сне незнакомую светловолосую девушку с греческим профилем, а проснувшись, никак не мог ее забыть. Вечером 8 января 1927 года его сон вдруг воплотился в жизнь. В окне Galeries Lafayette в Париже он заметил блондинку с голубыми глазами и так хорошо знакомыми ему по снам чертами лица. Он немедленно подошел к ней и представился: «Мадемуазель, у вас интересное лицо. Я хотел бы написать ваш портрет. Уверен, мы вместе добьемся многого. Я Пикассо».
Девушку звали Мария-Тереза Вальтер. Ей всего 17 лет. Она приехала в Париж из Мезон-Альфоре, где жила со своей матерью и сестрами, чтобы купить модный воротничок col Claudine — в стиле Питера Пэна — и подходящие к нему манжеты. Кто такой Пикассо, она не знала, но мгновенно, как и многие женщины, попала под его обаяние.
Даже спустя годы она вспоминала великолепный красно-черный галстук, который был на художнике в тот день, и говорила:
«Женщина не может сопротивляться Пикассо».
Пикассо повел ее в кафе обедать, а потом в книжный магазин, где подарил книгу репродукций своих работ, после чего предложил встретиться вновь, но уже в его студии. Вальтер не возражала. Так начался роман, который определил всю ее жизнь.

В 1974 году, вскоре после смерти Пикассо, журналист Пьер Кабанн спросил Марию-Терезу, что первым ей приходит на ум при упоминании имени Пабло Пикассо. Она ответила коротко:
«Тайна. Потому что мы жили тайно».
Вальтер действительно быстро оказалась вовлечена в страстную связь, которую Пикассо тщательно скрывал от своей жены, русской балерины Ольги Хохловой. Мария-Тереза была юной милой девушкой, спортсменкой, что для того времени — редкость среди женщин. Она занималась греблей и гимнастикой, ездила на велосипеде и верхом, ходила в походы. Ее легкость и энергия резко контрастировали с Хохловой, совершенно измученной холодностью и изменами мужа.
К моменту знакомства с Вальтер постоянные домашние скандалы уже утомили Пикассо, поэтому он с головой погрузился в роман с новой музой. У Марии-Терезы не было близких друзей в Париже, все свое время она отдавала только Пикассо. Тот навещал ее дома, в деревне, и писал ее портреты в садовом сарае, а вечером возвращался в свой дом к Хохловой. Иногда Вальтер приезжала к нему в Париж, пряталась в его студии, в которой Хохлова практически не появлялась, и часами смотрела, как он работает.
Летом 1928 года Пикассо жил в Бретани с Хохловой и их сыном Пауло, а Марию-Терезу поселил неподалеку в пансионе. Свободное время он проводил с ней на пляже и писал все более откровенные ее портреты. Через два года Пикассо снял замок в Буажелу, в часе езды от Парижа. В бывших конюшнях он устроил студию и начал лепить гипсовые скульптуры Марии-Терезы.
Тогда в его работах впервые отчетливо проступили черты Вальтер.
Если раньше он прятал ее образ за монограммой «МТ», переплетенной с буквой «П», то теперь почти не сдерживал себя. Особенно после того, как Мария-Тереза чуть не утонула во время гребли на Марне и потом долго болела. Пикассо одержимо вновь и вновь писал ее купальщицей, нимфой, ожившей богиней.

По мере развития их романа геометрические формы и приглушенные тона его кубистских работ исчезали. Им на смену пришли чувственные изгибы, насыщенные фиолетовые, желтые и алые тона.
В октябре 1932 года Пикассо открыл свою первую ретроспективу в галерее Жоржа Пти в Париже, планируя затмить наконец своего друга и конкурента Матисса, который находился на пике славы. В экспозицию вошли работы разных лет, но особое внимание публики и критиков привлекли портреты обнаженной Марии-Терезы: «Зеркало», «Обнаженная в черном кресле», «Обнаженная, зеленые листья и бюст», «Сон».
Увидев эти картины, Хохлова сразу же поняла, что означали длительные отлучки мужа последние годы.
Но она терпела унижения еще пару лет, надеясь, что все наладится. Ее жертва оказывается напрасной. Когда летом 1933 года они с Пикассо поехали в Барселону, он уже почти открыто поселил Вальтер в соседнем отеле, а вернувшись в Париж, начал изучать возможность развода с Хохловой.
В 1934 году Мария-Тереза сообщила Пикассо о своей беременности. Узнав об этом, Хохлова забрала сына и окончательно съехала от мужа.

Public Domain
Развод с Хохловой затянулся почти на восемь лет. Ольга не хотела еще большего публичного унижения, а Пикассо не хотел заниматься разделом имущества. В 1939 году, после прихода к власти Франко и отмены разводов, Парижский трибунал смог признать только их раздельное проживание. По этой причине Пикассо так никогда и не вступил в брак с Марией-Терезой.
После ухода Хохловой Пикассо снял в Париже отдельные дома для себя и Марии-Терезы. 5 сентября 1935 года у них родилась дочь, которую Пикассо назвал Марией де ла Консепсьон (для краткости — Майей) в честь своей любимой сестры, которая умерла от дифтерии, когда ему было всего 14 лет. Поначалу Пикассо вел себя как заботливый отец: взял часть обязанностей по домашнему хозяйству, сочинял стихи и писал портреты своей новой семьи: Марии-Терезы и дочери. Но идиллия длилась недолго.
Спустя всего пару месяцев после рождения Майи на премьере фильма Жана Ренуара Пикассо познакомился с талантливым фотографом-авангардистом Дорой Маар. Вскоре роль музы перешла от Вальтер к ней, как восемь лет назад перешла к Вальтер от Хохловой.
С переменой симпатий Пикассо Мария-Тереза тяжело, но смирилась.
Она целиком зависела от художника, поэтому продолжала ждать его и занималась воспитанием дочери. Пикассо же поддерживал семью финансово, постоянно навещал Майю и еще много лет писал их с Марией-Терезой портреты. Черты Вальтер многие искусствоведы видят и в фигурах «Герники» — в том числе в образе девочки с лампой, выглядывающей из верхнего окна.
До конца жизни Пикассо поддерживал связь с Вальтер. Они разговаривали по телефону всего за неделю до его смерти в 1973-м. А спустя четыре года Вальтер покончила с собой, так и не пережив утрату человека, с которым была связана вся ее жизнь.